Больше половины проданных машин в Европе — это кроссоверы и SUV. Но это не значит, что седаны уходят в прошлое. Эксперты отмечают: спрос на них в 2025 году не падает, особенно на гибридные модели. Многие покупатели начинают понимать: мода на кроссоверы — это хорошо, но комфорт и практичность важнее.
Седаны не кричат о себе с рекламных щитов, как прежде. Их не часто увидишь в Instagram и промо-роликах автосалонов — там теперь царство кроссоверов. В 2025 году седан — это не тренд и не вызов, а зрелый, спокойный выбор. И статистика на его стороне.
Автоконцерны ставят на компактные авто
На глобальном рынке в 2025 году у седанов по-прежнему крепкие позиции — особенно в сегменте гибридов. Согласно данным S&P Global Mobility, производство гибридных автомобилей выросло на 43 %, и большая часть этих машин — как раз в классическом кузове. Почему? Потому что седан легче, компактнее и экономичнее в производстве, чем кроссовер, особенно при установке гибридной силовой установки. Автоконцерны это понимают и делают ставку на седаны, чтобы сохранить маржу и привлечь водителей, не готовых полностью пересесть на батарейные машины.
В Европе тенденции схожие, только выражены тоньше. Да, кроссоверы и электрички здесь растут быстрее — электромобили уже заняли около 17 % рынка, а гибриды — около 35 %. Но традиционные модели с ДВС и PHEV занимают почти половину продаж, и седаны среди них — крепкий костяк.
За январь–май 2025 года, по данным JATO Dynamics, рынок автомобилей в Европе подрос всего на 0,1 %, но в нем не затерялись модели вроде BMW 3-й и 5-й серий, Mercedes C и E, VW Passat и других представителей D- и E-сегмента. Речь идет как о бензиновых версиях, так и о новых гибридах и даже электроседанах — таких, как BMW i5 или Mercedes EQE. Tesla Model 3 примелькалась на европейских дорогах и продолжает оставаться одним из самых продаваемых электромобилей, несмотря на растущую конкуренцию со стороны китайских брендов.
Необходимое зло и возвращение седанов
И вот тут начинается самое интересное: китайские производители, такие как BYD и MG, не бросаются в бой с кроссоверами — они все чаще привозят именно седаны. Удобные, недорогие, часто гибридные или полностью электрические. Их доля на европейском рынке за 2025 год выросла на 52 %. Потому что именно в формате седана проще всего закрепиться в бизнес-классе и сегменте такси. Даже новые игроки осваивают рынок не через моду, а через удобство.
В премиум-сегменте седаны никуда не исчезли. Mercedes S-класс, BMW 7, Audi A8 и их электрические аналоги вроде Mercedes EQS продаются пусть не массово, но стабильно. Объем F-сегмента в Европе сохраняется в районе 32 тыс. шт./год, и это много, если вспомнить, что речь о дорогих представительских автомобилях.
На уровне попроще седан также остается удобным форматом. Он экономичнее в городе, тише на трассе, его проще припарковать, а с новым поколением гибридных моторов — он еще и экологичен. Поэтому его охотно покупают не только частные лица, но и автопарки, лизинговые компании и каршеринги.
На вторичке седаны чувствуют себя прекрасно: они составляют до 35 % рынка подержанных автомобилей. Не потому, что модные, а потому что надежные, предсказуемые и выгодные.
Так что слухи о смерти седанов сильно преувеличены. Посмотрите на цифры, на корпоративные автопарки, на такси, на госзакупки, на гибридные и электрические линейки — седаны везде. Эксперты уже говорят о возвращении интереса к классическим формам: люди устали от сверхгабаритов и неоправданных расходов.
Михаель Симко, вице-президент глобального дизайна GM (Cadillac) говорит прямо: «SUV — это необходимое зло… Но седаны не мертвы. Они обязательно вернутся!»
1. У них большой топливный аппетит
Кроссоверы обычно тяжелее и имеют более высокую аэродинамическую сопротивляемость — в городе это выливается в заметно повышенный расход топлива и, соответственно, большие затраты на каждую поездку.
2. «Полный привод» — чаще маркетинг, чем реальность
Многие кроссоверы на деле — переднеприводные машины с подключаемыми задними колесами. Полноценный постоянный полный привод встречается далеко не во всех моделях, что снижает проходимость и надежность в сложных условиях.
3. Габариты усложняют маневры и создают проблемы в городе
Кроссоверы часто оказываются слишком широкими и длинными для узких улиц, плотного трафика и тесных парковок, из-за чего управлять ими в городских условиях – настоящий стресс. Особенно остро это чувствуется в старых кварталах с узкими дорогами и ограниченным пространством.
4. Разгон — не их конек
Масса и аэродинамика мешают быстрым стартам, даже мощные двигатели иногда не могут превратить кроссовер в резвую машину.
5. На трассе кроссоверы раскачиваются, нестабильны в поворотах
При сильном ветре или обгоне грузовиков кроссовер начинает заметно раскачиваться, вызывая дискомфорт и требуя повышенного внимания водителя.
6. Цена за стиль и статус выше
За громоздкую внешность приходится переплачивать — стоимость кроссовера с сопоставимым оснащением обычно выше, чем у седана.
7. Кроссоверы шумнее, чем хотелось бы
Большая площадь поверхности и форма кузова делают салон более подверженным ветровому шуму, особенно на скорости.
8. У них жестковатая подвеска
Чтобы удержать кузов на дороге, производители часто ставят более жесткие амортизаторы, что уменьшает плавность хода и увеличивает усталость при длительных поездках.
9. Проходимость преувеличена
Большинство кроссоверов на деле — городские автомобили. На серьезном бездорожье они уступают настоящим внедорожникам.
10. Стоимость ремонта и обслуживания выше
Большая масса и сложная конструкция приводят к быстрому износу подвески и дорогим запчастям — итоговые расходы на содержание выше, чем у компактных авто.
11. Высокая посадка не всем удобна
Для пожилых, детей и просто тех, кому сложно садиться и вставать, высокая посадка в кроссоверах — настоящая проблема.
12. Плохой обзор назад
Узкие окна и высокий задний свес часто вынуждают использовать камеры и датчики, что иногда отвлекает водителя.
13. Страховка и налоги бьют по карману
Из-за веса и стоимости кроссоверов страховка и транспортные налоги зачастую ощутимо выше, чем для седанов.
14. Их выбирают из-за рекламы, а не по необходимости
Многие покупают кроссоверы по совету маркетологов и моде, забывая оценить реальные потребности и дополнительные расходы, что приводит к переплатам и неудобствам в эксплуатации.
Обтекаемый и легкий кузов седана позволяет экономить топливо, а значит, снижает расходы на каждую поездку — что особенно заметно в городских условиях.
Низкий центр тяжести обеспечивает отличную устойчивость на поворотах и позволяет вести машину уверенно и спокойно.
Седаны хорошо сглаживают неровности дороги, обеспечивая плавный ход там, где кроссовер начинает трясти.
Форма кузова и плотное прилегание деталей уменьшают аэродинамический шум, что позволяет сконцентрироваться на дороге и общении.
Большая и легко доступная багажная зона позволяет перевозить много вещей без лишних усилий и неудобств.
Не нужно залезать или прыгать — сесть в седан просто, даже для пожилых или маленьких пассажиров.
Машина ровно и предсказуемо останавливается, что особенно важно в городском потоке.
Даже в компактных седанах задним пассажирам хватает места, а в более крупных моделях — просто царское пространство.
Менее агрессивные нагрузки на подвеску и колёса позволяют дольше сохранять автомобиль в отличном состоянии.
Низкая стоимость машины и меньший вес снижают тарифы на страховые полисы, что экономит деньги владельца.
Седан легко впишется и в офис, и в семейную жизнь, и в поездки — он всегда смотрится уместно.
Чистка, мойка и ремонт седана требуют меньше времени, сил и денег — все проще и дешевле.
За цену кроссовера можно получить седан с более богатой комплектацией и технологическими опциями.
Седаны менее «модные» и менее привлекательны для воров, что повышает безопасность автомобиля.
Седаны хорошо продаются, особенно среди корпоративных клиентов и таксопарков, что обеспечивает их выгодную перепродажу.
Наверняка вы сможете назвать другие преимущества седанов и недостатки кроссоверов. И наоборот — достоинства кроссоверов и огрехи седанов. Тема эта неисчерпаема, как спор коты vs собаки. Главное — точно выбрать то, что подходит именно вам.
Источники: Spglobal.com, Motor1