Многие автолюбители рассматривают полный привод как дополнительный элемент безопасности в современных авто. В известном смысле это действительно так, но полный привод бывает разный: AWD и 4WD. Какие у этих систем особенности? На каком приводе остановить свой выбор при покупке авто? Разъясняют специалисты Сargurus и InterCargo.
Итак, существуют два основных вида полного привода – AWD (All Wheel Drive, привод на все колеса) и 4WD (привод на 4 колеса), который иногда обозначают как 4х4. И нет, это не одно и то же.
4WD больше подходит для бездорожья и грузоперевозок, а AWD – лучше работает в автомобилях, используемых "на повседневке".
Оба вида полного привода дают автомобилям преимущество в тяге и управляемости по сравнению с автомобилями, оснащенными приводом только на два колеса, спереди или сзади (FWD или RWD).
Термин AWD используется при обозначении тех транспортных средств, у которых все четыре колеса приводятся в движение постоянно или их подключение осуществляется автоматически, без участия водителя.
4WD – требует от водителя ручного подключения полного привода, то есть переключения с привода 2WD на 4WD с помощью рычага или кнопки.
Таким образом:
AWD – постоянный или автоматически подключаемый полный привод. Автомобиль с шильдиком AWD на кузове обладает тремя дифференциалами – спереди, по центру и сзади. Благодаря им тяговое усилие распределяется независимо на каждое из колес. Это обеспечивает отличное сцепление с дорогой и управляемость в любых погодных условиях.
4WD (four-wheel drive) – подключаемый вручную полный привод на все 4 колеса (в современных моделях авто 4WD может управляться и автоматикой, но возможность ручного подключения сохраняется в любом случае). Система отличается наличием раздаточной коробки с понижающими передачами, которые включаются либо отдельным рычагом, либо кнопками (селекторами). Такая коробка позволяет увеличить крутящий момент на колесах и медленно, но уверенно преодолевать бездорожье.
Популярность компактных внедорожников, кроссоверов и автомобилей с AWD возросла во многом именно благодаря выдающимся тяговым свойствам 4 ведущих колес, особенно в ненастную погоду и на скользких трассах.
Многие хотят иметь полный привод в своих авто даже если никогда не покидают дорог с твердым покрытием. Автопроизводители идут на поводу у потребителей, хотя внедорожник из кроссовера – весьма условный. Зато автоматика полного привода служит хорошим подспорьем для безопасной езды и выручает во многих ситуациях на трассе.
Поскольку системы 4WD обычно требуют от водителя выбора режима движения, соответствующего текущим дорожным условиям, их в первую очередь можно обнаружить в пикапах и внедорожниках. В особенности на тех, которые предназначены для экстремального использования на бездорожье. Типичный пример – Jeep Wrangler или Toyota 4Runner.
4WD имеет абсолютное преимущество в тяге по сравнению с AWD, но в критической ситуации на дороге вряд ли пригодится, поскольку выбирается вручную. Но 4WD прекрасно работает в экстремальных условиях, когда нужно ползти по бездорожью, часто не имея нормального сцепления с дорогой у одного, нескольких, а порой и большинства колес.
Автомобили с обоими типами полного привода управляются и ускоряются на заснеженных трассах гораздо лучше, чем автомобили с задним (RWD) или передним (FWD) приводом.
Особенно полный привод хорош при прохождении поворотов на извилистой зимней дороге, поскольку позволяют сохранять управляемость машиной.
AWD оптимизирован не только для работы на сухом дорожном покрытии, но и на мокром (лужи, слякоть, гололед). По этой причине на заснеженных дорогах он работает плавнее и эффективнее, чем 4WD. На скорости система своевременно перераспределяет крутящий момент между всеми четырьмя колесами, помогая автомобилю сохранять устойчивость.
Система 4WD более полезна на низких скоростях и на неровных дорогах – там, где сцепление с дорогой важнее устойчивости. Система может перенаправлять мощность на одно колесо. Это особенно полезно на пересеченной местности: машина продолжит движение даже после вывешивания трех колес.
И AWD, и 4WD обеспечивают устойчивость авто и прочное сцепление колес с дорогой, но не улучшают торможение на влажных и скользких поверхностях. Никакая автоматика не заменит правильных навыков вождения, которые являются основой вашей безопасности за рулем. Ну и, разумеется, AWD и 4WD не поможет автомобилю с изношенными или "обутыми" не по сезону шинами.
Граница между AWD и 4WD в современных технологичных авто может быть довольно размытой. Но общее понимание преимуществ и недостатков каждой из этих систем поможет понять, какая из них больше подходит именно вам.
Учтите, что системы AWD и 4WD каждого автопроизводителя могут работать по-разному, поэтому внимательно изучите их особенности перед покупкой.