08.04.25

Берите и не мучайтесь: лучшие зарядки для вашей «электрички»

79
Берите и не мучайтесь: лучшие зарядки для вашей «электрички»

Если не хотите чувствовать себя прикованным к редким пока электрозаправкам — обзаведитесь домашним зарядным устройством/станцией – особенно, если вы живете не в многоэтажке, а в частном доме. Вопрос лишь в том, какую именно взять зарядку из всего многообразия изделий, выпускаемых для Европы и Америки.

Допустим, вы купили свою первую «электричку». Поздравляем! Теперь главное — разобраться, как ее правильно заряжать. Поверьте, поначалу захочется делать это дома как можно чаще.

Зарядка в Беларуси остается одной из самых дешевых в СНГ: с 1 апреля 2025 года тарифы на зарядку на станциях Malanka составляют 0,46 рубля за медленную зарядку (переменный ток) и 0,61 рубля за быструю (постоянный ток).

Зарядка дома еще выгоднее (в определенные часы): с 1 января 2025 года тарифы на электроэнергию для домашних нужд варьируются от 0,1688 до 0,5676 рубля за 1 кВт⋅ч. Самые низкие тарифы действуют с 23:00 до 6:00 (от 0,1447 до 0,1703 рубля), а самые высокие — в пиковые часы с 17:00 до 22:00 (до 0,5676 рубля).

Но есть нюанс: ваша сеть должна выдерживать хотя бы 16 ампер, а лучше — чтобы на весь дом было заведено от 7 кВт мощности и выше. Тогда и зарядка будет идти быстрее, и свет не начнет мигать, если включите чайник.

Теперь к главному: зарядная станция. На нее придется потратиться. В США за базовую зарядку просят от $500 до $700, а у нас благодаря китайским производителям — можно найти что-то рабочее уже от $150. Главное — не брать первую попавшуюся, а выбрать надежный бренд и нужный вам тип подключения.

Для обзора зарядок, продаваемых в США (иногда в комплекте с подержанным авто на аукционе) мы использовали наблюдения инженера Дэйва Вандерверпа из популярного в США издания Сaranddriver.com. Предлагаем с ними ознакомиться. Но для начала – немного ликбеза.

Каков ваш уровень? Что важно знать об уровнях зарядки

Зарядные устройства для электромобилей принято делить на уровни — Level 1, Level 2 и Level 3. Эта система классификации используется по всему миру и отражает скорость зарядки, тип тока и требования к электросети. Чтобы понимать, какое устройство подойдет именно вам, важно разобраться в этих уровнях.

Устройства первого уровня, или Level 1, работают от переменного тока напряжением 120 вольт. Это стандартная бытовая розетка в США. Мощность такой зарядки составляет около 1 киловатта, и на полную зарядку батареи может уйти несколько суток. Для Беларуси и других стран с напряжением в сети 220 вольт такие зарядки неактуальны — их просто некуда подключать, разве что с использованием понижающих трансформаторов, что технически и экономически неоправданно.

Зато зарядки второго уровня — Level 2 — вполне подходят для установки в частных домах. Они работают от переменного тока напряжением 220–240 вольт, то есть от обычной бытовой сети. Мощность таких устройств колеблется от 3,5 до 19 киловатт в зависимости от конкретной модели и возможностей подключения. Этого достаточно, чтобы зарядить электромобиль со средней емкостью аккумулятора в течение одной ночи. Поэтому именно зарядки второго уровня чаще всего выбирают для домашнего использования.

Зарядки третьего уровня, они же Level 3, — это уже оборудование совершенно иного класса. Они используют постоянный ток с напряжением от 400 до 800 вольт и способны выдавать от 50 до 350 киловатт мощности. Такие станции позволяют зарядить электромобиль с 10 до 90% всего за полчаса. Именно с этим уровнем зарядки чаще всего сталкиваются водители на трассах и в городах — на общественных зарядных станциях. Для дома подобные решения не подходят: они слишком дорогие, требуют отдельной линии электроснабжения и промышленной инфраструктуры.

Кроме уровня зарядки важно понимать, какую мощность выдает конкретное устройство. Эта характеристика на английском обозначается как output. Выходная мощность измеряется в киловаттах и рассчитывается по простой формуле: напряжение умножается на силу тока. Например, розетка на 220 вольт и 16 ампер выдает 3 520 ватт, то есть 3,5 киловатта. Если же использовать 32 ампера, мощность возрастет до 7 киловатт. Чем она выше, тем быстрее будет происходить зарядка, но при этом и нагрузка на электросеть возрастет, что следует учитывать заранее.

Таким образом, оптимальным выбором для большинства владельцев электромобилей, проживающих в частном доме, станет зарядное устройство второго уровня (Level 2). Оно позволяет заряжать автомобиль быстро, подключается к стандартной бытовой сети и не требует серьезной перестройки электроснабжения.


Что вставлять будем? Разъемы для зарядки электромобилей

У электромобилей, как и у ноутбуков, существуют свои типы разъемов. Но, к сожалению, единого стандарта по всему миру до сих пор нет. Поэтому перед покупкой зарядного устройства или переходника важно понимать, какой именно разъем установлен в вашем автомобиле. Особенно если вы планируете заряжаться дома и не хотите каждый раз удивляться, что "вилка не лезет".

Для домашних зарядок переменного и постоянного тока существует несколько основных типов разъемов. Вот наиболее распространенные:

Type 1 (он же J1772) — разъем для однофазной зарядки переменным током. Это американский стандарт, особенно распространенный в США, Канаде и Японии. Многие электромобили, ввезенные из этих стран (например, Nissan Leaf, Chevrolet Bolt или Ford Mustang Mach-E), используют именно Type 1.

NACS (North American Charging Standard) — это новый разъем от Tesla, ранее использовавшийся исключительно в их электромобилях. Его еще называют J3400. В отличие от Type 1, он поддерживает не только зарядку переменным током, но и высокомощную зарядку постоянным. С 2023 года многие производители в США объявили о переходе на этот стандарт, и он активно продвигается как будущая замена J1772 и CCS1. Однако в Европе и СНГ пока остается экзотикой.

Type 2 (он же Mennekes, или по стандарту J3068) — разъем для однофазной и трехфазной зарядки переменным током, распространенный в Европе. Это основной стандарт для зарядок в ЕС, а также в большинстве стран СНГ. Кроме переменного тока, через переходники может использоваться и для постоянного, если речь идет о комбинированных разъемах CCS2.

Теперь — о Китае, у которого традиционно свой путь. Электромобили китайского производства обычно оснащаются сразу двумя разъемами:

  • GB/T AC — для медленной зарядки переменным током от бытовой сети.
  • GB/T DC — для быстрой зарядки постоянным током на электрозаправках.

Эти два разъема внешне похожи на европейские, но имеют другую конструкцию контактов и не совместимы напрямую ни с Type 1, ни с Type 2. Зато на рынке существует достаточно переходников, так что адаптировать китайский автомобиль к европейской или американской зарядке несложно.

В Беларуси чаще всего встречаются автомобили с разъемами Type 1, Type 2 и GB/T. Это связано с географией импорта: к нам привозят машины и из США, и из Европы, и из Китая.

Хорошая новость: практически для всех сочетаний «зарядка – разъем» уже давно существуют переходники. Можно найти адаптер, например, с Type 2 на GB/T AC, или с Type 1 на Type 2 — такие вещи продаются в автомагазинах, на маркетплейсах, а иногда даже идут в комплекте с зарядным устройством.

Однако, несмотря на наличие переходников, желательно подбирать зарядку именно под ваш разъем. Неспроста электрики говорят: «Электротехника — наука о контактах». Чем их меньше, тем меньше потерь, меньше нагрев, меньше шансов, что что-то пойдет не так. Поэтому, если есть возможность избежать лишних соединений — лучше ею воспользоваться.


Как рассчитать скорость зарядки

Допустим, у вас зарядное устройство мощностью 3,5 кВт, а емкость аккумулятора — 24 кВт⋅ч (такой, например, у базовой версии Nissan Leaf ZE0). Тогда можно предположить, что на полную зарядку уйдет около 24 ÷ 3,5 = примерно 7 часов.

На практике — чуть дольше. Почему? Во-первых, часть энергии теряется в процессе зарядки — на тепло и преобразование тока. Во-вторых, когда заряд батареи приближается к 100 %, система автоматически снижает скорость зарядки, чтобы продлить срок службы аккумулятора и не перегреть его.

На итоговую скорость зарядки (или charge rate) влияет сразу три фактора — и ограничивать ее будет самый «слабый» из них:

  • Мощность вашей электросети,
  • Характеристики домашней зарядной станции,
  • Возможности встроенного зарядного устройства самого автомобиля (так называемый «онборд-чаржер»).

Даже если у вас суперзарядка на 22 кВт, а электросеть и автомобиль «умеют» только 7, быстрее не получится — все упрется в этот лимит.

Зачем нужно Wi-Fi-подключение

Если вы хотите эффективно отслеживать потребление электроэнергии и расходы вашего электромобиля, вам понадобится домашнее зарядное устройство с функцией Wi-Fi-подключения. Такое устройство позволит вам контролировать процесс зарядки удаленно через специальное приложение, управлять настройками и следить за состоянием зарядки в реальном времени.

Выбор зарядок: что учитывать?


Рынок зарядных устройств обширен, и каждое устройство имеет свои особенности: мощность, типы разъемов, длину шнура и дополнительные функции. Например, одни модели позволяют точно регулировать мощность заряда, другие – заряжать сразу два автомобиля.

Практически все зарядные устройства можно устанавливать на улице, если они соответствуют местным стандартам (н-р в США их тестирует Национальная ассоциация производителей электрооборудования США (NEMA).

Вот какие из зарядок рекомендуют специалисты Сaranddriver.com (все зарядки относятся к уровню Level 2).

Лучшая зарядка: ChargePoint Home Flex


Компания ChargePoint — крупнейший поставщик общественных зарядных станций в США и один из лидеров рынка, который точно знает, что такое зарядка для электромобилей. Их домашняя зарядная станция действительно хороша, но особенно стоит отметить поддержку в фирменном мобильном приложении. Оно простое и удобное: позволяет отслеживать графики скорости зарядки, общее время зарядки и количество выработанной энергии во время каждого подключения.


Кроме того, приложение дает возможность планировать время зарядки, чтобы воспользоваться более низким тарифом на электроэнергию в часы, когда нагрузка на сеть меньше. Также оно помогает точно учитывать расходы на электроэнергию, даже если тарифы "плавающие".

Зарядное устройство отличается продуманным кабель-менеджментом: в верхней части корпуса есть встроенный паз для укладки кабеля, разъем на корпусе фиксируется надежно. Для многих других зарядных устройств для таких креплений требуется установка дополнительного приспособления.


Характеристики:

Выходная мощность: 16/24/32/40/48/50 А (3,8/5,8/7,7/9,6/11,5/12 кВт)

Длина кабеля: 7 м

Кабель-менеджмент: встроенный

Размещение на открытом воздухе: возможно, но с ограничениями (стандарт NEMA 3R).


Плюсы:

  • Есть версия как для встраивания в стену с подключением напрямую к электросети дома, так и навесная с подключением в уличную розетку (американский стандарт на 240 В).
  • В наличии модели с разъемом J1772 и NACS.
  • Удобный удаленный мониторинг и управление через мобильное приложение ChargePoint.
  • Продуманное крепление кабеля и разъема.

Минусы:

  • Цена. Это одна из самых дорогих зарядок (от $550 до $600).
  • Ограниченное использование вне помещений: длительный проливной дождь может повредить корпус.
  • Из-за более низкой выходной мощности зарядный кабель привязан и не съемный.


Цена – качество: Emporia


Компания Emporia Energy имеет большой опыт в сфере электротехники и выпускает разнообразные устройства для мониторинга потребления электроэнергии — от «умных» розеток и электросчетчиков до систем, следящих за каждой цепью в панели предохранителей в домах. Управлять всем этим можно через мобильное приложение Emporia, в том числе подключать к нему и электромобиль. Однако если вам нужно просто отслеживать зарядку автомобиля, то навигация по неиспользуемым разделам приложения может оказаться настоящим вызовом.

Тем не менее, цена у Emporia гораздо более доступная, чем у ChargePoint, при этом выходная мощность в 11,5 кВт почти такая же. За исключением некоторых функций, приложение Emporia предоставляет все, что нужно, правда, чтобы найти все это, потребуется немного терпения.

А вот что действительно выделяет Emporia: возможность управлять мощностью зарядки. Правда, эта опция доступна за дополнительную плату — $200, и ее можно приобрести позже, если потребуется.

Характеристики:

Выходная мощность: от 6 до 48 А (1,4–11,5 кВт)

Длина кабеля: 7,3 метра

Кабель-менеджмент: в комплекте дополнительное настенное крепление

Размещение на открытом воздухе: возможно (стандарт NEMA 4)

Плюсы:

  • Высокая производительность.
  • Доступная цена (от $400).
  • В наличии модели с разъемом J1772 и NACS.
  • Возможность управления мощностью зарядки.

Минусы:

  • Перегруженное и запутанное мобильное приложение.
  • Приложение не поддерживает все транспортные средства.


У
ниверсальный настенный разъем Tesla


Это новейшее предложение от Tesla для домашней зарядки и оно примечательно интересной особенностью — встроенным адаптером для переключения между разъемами J1772 и NACS. На первый взгляд, это простая деталь, которая надевается на стандартный разъем Tesla, но на самом деле адаптер прочно фиксируется на своем месте, что исключает его потерю.

Зарядка без проблем интегрируется в мобильное приложение Tesla, что позволяет вам контролировать потребление энергии и другие важные показатели.

Однако, после установки зарядного устройства, необходимо ввести его в эксплуатацию через отдельное приложение Tesla One. В нем, имея учетную запись, можно настроить максимальную выходную мощность зарядки в сети и выполнить другие настройки. К сожалению, это доступно только для зарядки автомобилей Tesla.


Примечательно, что 7,3-метровый кабель у этого устройства тоньше, чем у конкурентов, хотя его выходная мощность такая же. Это делает кабель более гибким и позволяет оставлять меньшую щель под гаражными воротами, если устройство установлено в гараже, а зарядка автомобиля проводится на подъездной дорожке (что является распространенной практикой в США).

Цена универсального разъема выше стандартного (от $550 по сравнению с $450).


Характеристики:

Выходная мощность: 12/16/24/32/40/48 А (2,9/3,8/5,8/7,7/9,6/11,5 кВт)

Длина кабеля: 7,3 м

Кабель-менеджмент: встроенный

Размещение на открытом воздухе: возможно с ограничениями (стандарт NEMA 3R)

Плюсы:

  • Встроенный адаптер для переключения между разъемами J1772 и NACS от Tesla.
  • Кабель с электронным замком, что исключает потерю адаптера.
  • Интеграция с мобильным приложением Tesla.

Минусы:

  • В приложении отсутствуют некоторые полезные функции, доступные у конкурентов (например, отслеживание затрат).
  • Из-за переходника стоимость устройства выше, чем у стандартного настенного разъема Tesla.


Сообразить на двоих: Grizzl-E Duo


Если вы решили завести второй электромобиль в семье, то вам придется пересмотреть свою схему зарядки. В этом случае Grizzl-E Duo — очевидное, хотя и не самое дешевое решение. Зарядное устройство подключается к одной силовой розетке на 240 В (предлагаются две версии с разъемами американского стандарта NEMA 6-50 или 14-50, которые выдерживают ток до 50 A) и оснащено двумя 7,3-метровыми кабелями с разъемами J1772 для одновременной зарядки двух электромобилей.

Когда заряжается один автомобиль, он получает всю доступную мощность. Если подключить второй, мощность делится поровну между двумя машинами.

Корпус Grizzl-E выполнен из алюминия, а его толстые кабели не слишком любят, когда их наматывают на комплектные настенные крепления.

Тем не менее, это самое недорогое зарядное устройство с двумя вилками на рынке (если не использовать более дешевые разветвители для стандартных зарядок, например, от компании Lectron за $200).

Однако у Grizzl-E Duo нет подключения по Wi-Fi, а значит, отсутствуют функции мониторинга потребления электроэнергии и расходов, а также планировщик зарядки. Но если вам не важны эти дополнительные функции, это простое и надежное устройство, которое бесперебойно зарядит два автомобиля.

Характеристики:

Выходная мощность: 16/24/32/40 А (3,8/5,8/7,7/9,6 кВт)

Длина кабелей: 2 х 7,3 м

Кабель-менеджмент: в комплект входят 2 настенных крепления

Размещение на открытом воздухе: возможно без особых ограничений (стандарты NEMA 4 и IP67)

Плюсы:

  • Бесперебойное распределение мощности между двумя электромобилями.
  • Массивный алюминиевый корпус.

Минусы:

  • Нет подключения к интернету и интеллектуальных функций.
  • Толстые, тяжелые и негибкие кабели, которые нельзя намотать на настенные крепления.


А если подешевле?

Вот пять надежных и недорогих зарядок, доступных в Республике Беларусь, которые относятся к Level 2. Они обеспечат надежность и быструю зарядку ваших устройств. Китайские бренды продолжают радовать решениями, практически не уступающими западным аналогам.

 

DUOSIDA Portable EV Charger (Level 2, 16А–32А)

Цена: от $160

Мощность: 3.5–7.2 кВт

Разъем: Type 2 (можно найти и Type 1)

Форма: Переносная (EVSE)

Плюсы:

  • Очень популярен в РБ, часто продается с европейской вилкой (Schuko/CEE)
  • Простое управление, автоотключение, защита от перегрева
  • Проверенный десятками тысяч пользователей бренд

Минусы: Без дисплея, только световая индикация (в базовых моделях)

    

Khons Portable EV Charger (Level 2, 32А)

Цена: от $180

Мощность: до 7.2 кВт

Разъем: Type 1 или Type 2

Форма: Переносная

Плюсы:

  • Есть модели с экраном и регулировкой тока (10А–32А)
  • Работает стабильно даже при скачках напряжения
  • Кабель 5–10 м в комплекте

Минусы: Реже встречается в наличии у продавцов в РБ

    

Morec Wallbox / Portable (Level 2, 32А)

Цена: от $190

Мощность: 7.2–11 кВт

Разъем: Type 2

Форма: Есть настенные (Wallbox) и переносные

Плюсы:

  • Очень популярны на AliExpress, стабильное качество
  • ЖК-дисплей, настройка тока, таймер
  • Много вариантов дизайна

Минусы: Иногда комплектуют кабелем 5 м — проверяй при заказе

    

BESENERGY EVSE Charger (Level 2, 32А)

Цена: от $200

Мощность: 7.2 кВт

Разъем: Type 2

Форма: Переносная или настенная

Плюсы:

  • Чистая сборка, долговечная плата управления
  • Поддержка от производителя и обновления прошивки (в новых сериях)
  • Отличная термозащита

Минусы: Менее распространен, чем DUOSIDA/Morec

 

EVCARS Smart Wallbox (Level 2, 16–32А, до 22 кВт)

Цена: от $230

Мощность: 11–22 кВт (трехфазная Level 2, максимум по европейским стандартам)

Разъем: Type 2

Форма: Настенная

Плюсы:

  • Отличное решение для дома/бизнеса
  • Умный дисплей, защита по всем линиям
  • Можно подключить к Wi-Fi или RFID (в зависимости от модели)

Минусы: Требует установки электриком, не переносная

 

Совет от InterCargo

  • Для дома без переделки электрики — берите переносную 3.5–7.2 кВт от DUOSIDA или Khons (16А–32А).
  • Для быстрой зарядки и стационарной установки — Morec или EVCARS 11–22 кВт.
  • Для универсальности (дома + в дороге) — Khons или Morec в переносном варианте с регулируемым током.

 

Источники: Сaranddriver.com, Chargepoint.com

1