Если не хотите чувствовать себя прикованным к редким пока электрозаправкам — обзаведитесь домашним зарядным устройством/станцией – особенно, если вы живете не в многоэтажке, а в частном доме. Вопрос лишь в том, какую именно взять зарядку из всего многообразия изделий, выпускаемых для Европы и Америки.
Допустим, вы купили свою первую «электричку». Поздравляем! Теперь главное — разобраться, как ее правильно заряжать. Поверьте, поначалу захочется делать это дома как можно чаще.
Зарядка в Беларуси остается одной из самых дешевых в СНГ: с 1 апреля 2025 года тарифы на зарядку на станциях Malanka составляют 0,46 рубля за медленную зарядку (переменный ток) и 0,61 рубля за быструю (постоянный ток).
Зарядка дома еще выгоднее (в определенные часы): с 1 января 2025 года тарифы на электроэнергию для домашних нужд варьируются от 0,1688 до 0,5676 рубля за 1 кВт⋅ч. Самые низкие тарифы действуют с 23:00 до 6:00 (от 0,1447 до 0,1703 рубля), а самые высокие — в пиковые часы с 17:00 до 22:00 (до 0,5676 рубля).
Но есть нюанс: ваша сеть должна выдерживать хотя бы 16 ампер, а лучше — чтобы на весь дом было заведено от 7 кВт мощности и выше. Тогда и зарядка будет идти быстрее, и свет не начнет мигать, если включите чайник.
Теперь к главному: зарядная станция. На нее придется потратиться. В США за базовую зарядку просят от $500 до $700, а у нас благодаря китайским производителям — можно найти что-то рабочее уже от $150. Главное — не брать первую попавшуюся, а выбрать надежный бренд и нужный вам тип подключения.
Для обзора зарядок, продаваемых в США (иногда в комплекте с подержанным авто на аукционе) мы использовали наблюдения инженера Дэйва Вандерверпа из популярного в США издания Сaranddriver.com. Предлагаем с ними ознакомиться. Но для начала – немного ликбеза.
Каков ваш уровень? Что важно знать об уровнях зарядки
Зарядные устройства для электромобилей принято делить на уровни — Level 1, Level 2 и Level 3. Эта система классификации используется по всему миру и отражает скорость зарядки, тип тока и требования к электросети. Чтобы понимать, какое устройство подойдет именно вам, важно разобраться в этих уровнях.
Устройства первого уровня, или Level 1, работают от переменного тока напряжением 120 вольт. Это стандартная бытовая розетка в США. Мощность такой зарядки составляет около 1 киловатта, и на полную зарядку батареи может уйти несколько суток. Для Беларуси и других стран с напряжением в сети 220 вольт такие зарядки неактуальны — их просто некуда подключать, разве что с использованием понижающих трансформаторов, что технически и экономически неоправданно.
Зато зарядки второго уровня — Level 2 — вполне подходят для установки в частных домах. Они работают от переменного тока напряжением 220–240 вольт, то есть от обычной бытовой сети. Мощность таких устройств колеблется от 3,5 до 19 киловатт в зависимости от конкретной модели и возможностей подключения. Этого достаточно, чтобы зарядить электромобиль со средней емкостью аккумулятора в течение одной ночи. Поэтому именно зарядки второго уровня чаще всего выбирают для домашнего использования.
Зарядки третьего уровня, они же Level 3, — это уже оборудование совершенно иного класса. Они используют постоянный ток с напряжением от 400 до 800 вольт и способны выдавать от 50 до 350 киловатт мощности. Такие станции позволяют зарядить электромобиль с 10 до 90% всего за полчаса. Именно с этим уровнем зарядки чаще всего сталкиваются водители на трассах и в городах — на общественных зарядных станциях. Для дома подобные решения не подходят: они слишком дорогие, требуют отдельной линии электроснабжения и промышленной инфраструктуры.
Кроме уровня зарядки важно понимать, какую мощность выдает конкретное устройство. Эта характеристика на английском обозначается как output. Выходная мощность измеряется в киловаттах и рассчитывается по простой формуле: напряжение умножается на силу тока. Например, розетка на 220 вольт и 16 ампер выдает 3 520 ватт, то есть 3,5 киловатта. Если же использовать 32 ампера, мощность возрастет до 7 киловатт. Чем она выше, тем быстрее будет происходить зарядка, но при этом и нагрузка на электросеть возрастет, что следует учитывать заранее.
Таким образом, оптимальным выбором для большинства владельцев электромобилей, проживающих в частном доме, станет зарядное устройство второго уровня (Level 2). Оно позволяет заряжать автомобиль быстро, подключается к стандартной бытовой сети и не требует серьезной перестройки электроснабжения.
Что вставлять будем? Разъемы для зарядки электромобилей
У электромобилей, как и у ноутбуков, существуют свои типы разъемов. Но, к сожалению, единого стандарта по всему миру до сих пор нет. Поэтому перед покупкой зарядного устройства или переходника важно понимать, какой именно разъем установлен в вашем автомобиле. Особенно если вы планируете заряжаться дома и не хотите каждый раз удивляться, что "вилка не лезет".
Для домашних зарядок переменного и постоянного тока существует несколько основных типов разъемов. Вот наиболее распространенные:
Type 1 (он же J1772) — разъем для однофазной зарядки переменным током. Это американский стандарт, особенно распространенный в США, Канаде и Японии. Многие электромобили, ввезенные из этих стран (например, Nissan Leaf, Chevrolet Bolt или Ford Mustang Mach-E), используют именно Type 1.
NACS (North American Charging Standard) — это новый разъем от Tesla, ранее использовавшийся исключительно в их электромобилях. Его еще называют J3400. В отличие от Type 1, он поддерживает не только зарядку переменным током, но и высокомощную зарядку постоянным. С 2023 года многие производители в США объявили о переходе на этот стандарт, и он активно продвигается как будущая замена J1772 и CCS1. Однако в Европе и СНГ пока остается экзотикой.
Type 2 (он же Mennekes, или по стандарту J3068) — разъем для однофазной и трехфазной зарядки переменным током, распространенный в Европе. Это основной стандарт для зарядок в ЕС, а также в большинстве стран СНГ. Кроме переменного тока, через переходники может использоваться и для постоянного, если речь идет о комбинированных разъемах CCS2.
Теперь — о Китае, у которого традиционно свой путь. Электромобили китайского производства обычно оснащаются сразу двумя разъемами:
Эти два разъема внешне похожи на европейские, но имеют другую конструкцию контактов и не совместимы напрямую ни с Type 1, ни с Type 2. Зато на рынке существует достаточно переходников, так что адаптировать китайский автомобиль к европейской или американской зарядке несложно.
В Беларуси чаще всего встречаются автомобили с разъемами Type 1, Type 2 и GB/T. Это связано с географией импорта: к нам привозят машины и из США, и из Европы, и из Китая.
Хорошая новость: практически для всех сочетаний «зарядка – разъем» уже давно существуют переходники. Можно найти адаптер, например, с Type 2 на GB/T AC, или с Type 1 на Type 2 — такие вещи продаются в автомагазинах, на маркетплейсах, а иногда даже идут в комплекте с зарядным устройством.
Однако, несмотря на наличие переходников, желательно подбирать зарядку именно под ваш разъем. Неспроста электрики говорят: «Электротехника — наука о контактах». Чем их меньше, тем меньше потерь, меньше нагрев, меньше шансов, что что-то пойдет не так. Поэтому, если есть возможность избежать лишних соединений — лучше ею воспользоваться.
Как рассчитать скорость зарядки
Допустим, у вас зарядное устройство мощностью 3,5 кВт, а емкость аккумулятора — 24 кВт⋅ч (такой, например, у базовой версии Nissan Leaf ZE0). Тогда можно предположить, что на полную зарядку уйдет около 24 ÷ 3,5 = примерно 7 часов.
На практике — чуть дольше. Почему? Во-первых, часть энергии теряется в процессе зарядки — на тепло и преобразование тока. Во-вторых, когда заряд батареи приближается к 100 %, система автоматически снижает скорость зарядки, чтобы продлить срок службы аккумулятора и не перегреть его.
На итоговую скорость зарядки (или charge rate) влияет сразу три фактора — и ограничивать ее будет самый «слабый» из них:
Даже если у вас суперзарядка на 22 кВт, а электросеть и автомобиль «умеют» только 7, быстрее не получится — все упрется в этот лимит.
Зачем нужно Wi-Fi-подключение
Если вы хотите эффективно отслеживать потребление электроэнергии и расходы вашего электромобиля, вам понадобится домашнее зарядное устройство с функцией Wi-Fi-подключения. Такое устройство позволит вам контролировать процесс зарядки удаленно через специальное приложение, управлять настройками и следить за состоянием зарядки в реальном времени.
Выбор зарядок: что учитывать?
Рынок зарядных устройств обширен, и каждое устройство имеет свои особенности: мощность, типы разъемов, длину шнура и дополнительные функции. Например, одни модели позволяют точно регулировать мощность заряда, другие – заряжать сразу два автомобиля.
Практически все зарядные устройства можно устанавливать на улице, если они соответствуют местным стандартам (н-р в США их тестирует Национальная ассоциация производителей электрооборудования США (NEMA).
Вот какие из зарядок рекомендуют специалисты Сaranddriver.com (все зарядки относятся к уровню Level 2).
Лучшая зарядка: ChargePoint Home Flex
Компания ChargePoint — крупнейший поставщик общественных зарядных станций в США и один из лидеров рынка, который точно знает, что такое зарядка для электромобилей. Их домашняя зарядная станция действительно хороша, но особенно стоит отметить поддержку в фирменном мобильном приложении. Оно простое и удобное: позволяет отслеживать графики скорости зарядки, общее время зарядки и количество выработанной энергии во время каждого подключения.
Кроме того, приложение дает возможность планировать время зарядки, чтобы воспользоваться более низким тарифом на электроэнергию в часы, когда нагрузка на сеть меньше. Также оно помогает точно учитывать расходы на электроэнергию, даже если тарифы "плавающие".
Зарядное устройство отличается продуманным кабель-менеджментом: в верхней части корпуса есть встроенный паз для укладки кабеля, разъем на корпусе фиксируется надежно. Для многих других зарядных устройств для таких креплений требуется установка дополнительного приспособления.
Характеристики:
Выходная мощность: 16/24/32/40/48/50 А (3,8/5,8/7,7/9,6/11,5/12 кВт)
Длина кабеля: 7 м
Кабель-менеджмент: встроенный
Размещение на открытом воздухе: возможно, но с ограничениями (стандарт NEMA 3R).
Плюсы:
Минусы:
Цена – качество: Emporia
Компания Emporia Energy имеет большой опыт в сфере электротехники и выпускает разнообразные устройства для мониторинга потребления электроэнергии — от «умных» розеток и электросчетчиков до систем, следящих за каждой цепью в панели предохранителей в домах. Управлять всем этим можно через мобильное приложение Emporia, в том числе подключать к нему и электромобиль. Однако если вам нужно просто отслеживать зарядку автомобиля, то навигация по неиспользуемым разделам приложения может оказаться настоящим вызовом.
Тем не менее, цена у Emporia гораздо более доступная, чем у ChargePoint, при этом выходная мощность в 11,5 кВт почти такая же. За исключением некоторых функций, приложение Emporia предоставляет все, что нужно, правда, чтобы найти все это, потребуется немного терпения.
А вот что действительно выделяет Emporia: возможность управлять мощностью зарядки. Правда, эта опция доступна за дополнительную плату — $200, и ее можно приобрести позже, если потребуется.
Характеристики:
Выходная мощность: от 6 до 48 А (1,4–11,5 кВт)
Длина кабеля: 7,3 метра
Кабель-менеджмент: в комплекте дополнительное настенное крепление
Размещение на открытом воздухе: возможно (стандарт NEMA 4)
Плюсы:
Минусы:
Универсальный настенный разъем Tesla
Это новейшее предложение от Tesla для домашней зарядки и оно примечательно интересной особенностью — встроенным адаптером для переключения между разъемами J1772 и NACS. На первый взгляд, это простая деталь, которая надевается на стандартный разъем Tesla, но на самом деле адаптер прочно фиксируется на своем месте, что исключает его потерю.
Зарядка без проблем интегрируется в мобильное приложение Tesla, что позволяет вам контролировать потребление энергии и другие важные показатели.
Однако, после установки зарядного устройства, необходимо ввести его в эксплуатацию через отдельное приложение Tesla One. В нем, имея учетную запись, можно настроить максимальную выходную мощность зарядки в сети и выполнить другие настройки. К сожалению, это доступно только для зарядки автомобилей Tesla.
Примечательно, что 7,3-метровый кабель у этого устройства тоньше, чем у конкурентов, хотя его выходная мощность такая же. Это делает кабель более гибким и позволяет оставлять меньшую щель под гаражными воротами, если устройство установлено в гараже, а зарядка автомобиля проводится на подъездной дорожке (что является распространенной практикой в США).
Цена универсального разъема выше стандартного (от $550 по сравнению с $450).
Характеристики:
Выходная мощность: 12/16/24/32/40/48 А (2,9/3,8/5,8/7,7/9,6/11,5 кВт)
Длина кабеля: 7,3 м
Кабель-менеджмент: встроенный
Размещение на открытом воздухе: возможно с ограничениями (стандарт NEMA 3R)
Плюсы:
Минусы:
Сообразить на двоих: Grizzl-E Duo
Если вы решили завести второй электромобиль в семье, то вам придется пересмотреть свою схему зарядки. В этом случае Grizzl-E Duo — очевидное, хотя и не самое дешевое решение. Зарядное устройство подключается к одной силовой розетке на 240 В (предлагаются две версии с разъемами американского стандарта NEMA 6-50 или 14-50, которые выдерживают ток до 50 A) и оснащено двумя 7,3-метровыми кабелями с разъемами J1772 для одновременной зарядки двух электромобилей.
Когда заряжается один автомобиль, он получает всю доступную мощность. Если подключить второй, мощность делится поровну между двумя машинами.
Корпус Grizzl-E выполнен из алюминия, а его толстые кабели не слишком любят, когда их наматывают на комплектные настенные крепления.
Тем не менее, это самое недорогое зарядное устройство с двумя вилками на рынке (если не использовать более дешевые разветвители для стандартных зарядок, например, от компании Lectron за $200).
Однако у Grizzl-E Duo нет подключения по Wi-Fi, а значит, отсутствуют функции мониторинга потребления электроэнергии и расходов, а также планировщик зарядки. Но если вам не важны эти дополнительные функции, это простое и надежное устройство, которое бесперебойно зарядит два автомобиля.
Характеристики:
Выходная мощность: 16/24/32/40 А (3,8/5,8/7,7/9,6 кВт)
Длина кабелей: 2 х 7,3 м
Кабель-менеджмент: в комплект входят 2 настенных крепления
Размещение на открытом воздухе: возможно без особых ограничений (стандарты NEMA 4 и IP67)
Плюсы:
Минусы:
А если подешевле?
Вот пять надежных и недорогих зарядок, доступных в Республике Беларусь, которые относятся к Level 2. Они обеспечат надежность и быструю зарядку ваших устройств. Китайские бренды продолжают радовать решениями, практически не уступающими западным аналогам.
DUOSIDA Portable EV Charger (Level 2, 16А–32А)
Цена: от $160
Мощность: 3.5–7.2 кВт
Разъем: Type 2 (можно найти и Type 1)
Форма: Переносная (EVSE)
Плюсы:
Минусы: Без дисплея, только световая индикация (в базовых моделях)
Khons Portable EV Charger (Level 2, 32А)
Цена: от $180
Мощность: до 7.2 кВт
Разъем: Type 1 или Type 2
Форма: Переносная
Плюсы:
Минусы: Реже встречается в наличии у продавцов в РБ
Morec Wallbox / Portable (Level 2, 32А)
Цена: от $190
Мощность: 7.2–11 кВт
Разъем: Type 2
Форма: Есть настенные (Wallbox) и переносные
Плюсы:
Минусы: Иногда комплектуют кабелем 5 м — проверяй при заказе
BESENERGY EVSE Charger (Level 2, 32А)
Цена: от $200
Мощность: 7.2 кВт
Разъем: Type 2
Форма: Переносная или настенная
Плюсы:
Минусы: Менее распространен, чем DUOSIDA/Morec
EVCARS Smart Wallbox (Level 2, 16–32А, до 22 кВт)
Цена: от $230
Мощность: 11–22 кВт (трехфазная Level 2, максимум по европейским стандартам)
Разъем: Type 2
Форма: Настенная
Плюсы:
Минусы: Требует установки электриком, не переносная
Совет от InterCargo
Источники: Сaranddriver.com, Chargepoint.com