Реакция на тарифную дубинку Дональда Трампа, который возвращает пошлины на импортные машины не заставила себя долго ждать: автопроизводители один за другим переносят сборочные линии в США. Началось с Nissan: компания уже летом перебросит значительную часть выпуска Rogue из Японии в Теннесси. А вслед за ней — Audi, которая ведет активные переговоры о запуске локального производства для американского рынка. Who's next?
На первый взгляд, чистая геополитика. Но для тех, кто заинтересован приобрести авто с пробегом из США — почти подарок судьбы. Почему? Потому что американская сборка = меньшая себестоимость авто, экономия на логистике, пошлинах, вменяемая цена запчастей. В конечном счете эти факторы снизят стоимость новых авто на американском рынке, насытят его, и одновременно – сделают машины доступнее для покупателей на вторичке, уверены эксперты.
По мнению аналитика J.D. Power Тайлера Холдена, перенос производства сделает рынок подержанных машин более прозрачным и предсказуемым: «Мы получим машины с более понятной историей, меньшими пробегами и большей ремонтопригодностью».
Автомобильный онлайн-портал Edmunds подчеркивает: «Это шанс для всей индустрии — и особенно для перекупщиков, которые специализируются на импорте из США».
Rogue по-американски
Nissan Rogue уже давно стал бестселлером на аукционах Copart и IAAI. Надежный, вместительный, не прожорливый и с приличным набором опций. Теперь эти машины будут массово собирать в США, а значит, в перспективе на вторичный рынок выйдут тысячи «домашних» Rogue с VIN-кодами из Теннесси, собранных по американским стандартам. Локализация производства снизит стоимость авто, упростит их ремонт и увеличит доступность кузовных деталей.
Audi готовит наступление
Audi, судя по всему, тоже не желает ждать удара пошлин. Компания обсуждает перенос производства своих электрических моделей в США — в первую очередь кроссоверов Q4 e-tron и Q8 e-tron. В отличие от VW у Audi нет завода в США, так что для бренда это вопрос выживания на рынке, а также способ выйти на госпрограммы субсидий, действующие только для машин американской сборки. Гендиректор Audi Оливер Блюм подтверждает: «У нас есть захватывающие проекты для рынка США. Мы будем вкладываться масштабно».
General Motors, Hyundai и VW уже в деле
General Motors еще в 2023 году начал активную перестройку своих заводов в США: в Мичигане расширяется мегакомплекс в Орионе (пригород Детройта), где наладили выпуск электропикапа Chevrolet Silverado EV — конкурента Ford F-150 Lightning. В Техасе модернизация коснулась завода в Арлингтоне, где теперь собираются и электромодели. Это часть стратегии GM "Ultium Platform", цель которой — выпуск 1 миллиона электромобилей в год к 2025-му.
Hyundai инвестирует $5,5 млрд в строительство завода в Джорджии, запуск которого запланирован на 2025 год. Он станет хабом для электрокаров Ioniq и моделей Kia. Интересно, что рядом с этим заводом корейцы строят отдельное предприятие по выпуску батарей — в партнерстве с SK On. Это позволит контролировать всю цепочку: от ячейки до готового авто.
Volkswagen развивает производство электрокроссовера ID.4 в Чаттануге (штат Теннесси), куда компания инвестировала около $800 млн. Немцы делают акцент на локализацию: машины собираются в США, на американском же рынке и продаются, что снижает зависимость от логистики и таможенных барьеров.
Все три автогиганта активно готовятся к росту спроса, причем нацелены не только на частных покупателей, но и на лизинговые программы, каршеринги и корпоративные автопарки. В США этот рынок переживает бум: компании обновляют автопарки под экологические требования, и автопроизводители спешат занять нишу.
Что это значит для покупателей автомобилей с пробегом?
Перенос производства машин прямо в США открывает серию перспектив.
Доступность. Машины, собранные в Америке, технически понятнее для наших СТО. Для внутреннего рынка США инженеры разрабатывают модели с акцентом на OBD-II интерфейс и совместимость со стандартными диагностическими сканерами. Язык интерфейса – английский, понятный любому мастеру, радио работает в нужных частотах, карты и навигация обновляются без танцев с бубном. У владельца не будет сюрпризов с «иероглифами» на экране, а у мастера — с «неизвестным протоколом».
Цена. Перенос сборки на территорию США позволяет избежать импортных пошлин (например, на автомобили из Европы — до 2,5%, а на электромобили из Китая — до 27,5%). Большая экономия и на логистике: доставка авто из Европы или Японии в порт Восточного побережья США может обойтись от $1,000 до $1,500 за единицу, не считая дополнительных сборов. Это напрямую влияет на конечную цену как новых, так и подержанных авто. Вскоре они неизбежно станут дешевле!
Комплектующие. В случае поломки или необходимости замены деталей, можно будет рассчитывать на бОльшую доступность запчастей. Бамперы, фары, детали подвески можно будет найти на американских разборках, по гуманным ценам. Благодаря массовой локализации производства, покупатели авто с пробегом смогут значительно снизить затраты на ремонт.
Надежность. Автомобили, собранные в США для внутреннего рынка, проходят строгий контроль — в том числе по стандартам NHTSA и EPA. Поэтому производители закладывают в них большой запас прочности. Не случайно в Штатах так популярны гарантийные программы на 100 000 миль (160 000 км).
Эти преимущества открывают новые горизонты для покупателей автомобилей с пробегом, и могут существенно повлиять на рынок, сделав его более конкурентоспособным и доступным для покупателей, ищущих выгодные предложения.
Так что – следите за VIN’ами торгуемых авто и будьте готовы к сходу новой лавины машин, «выросших» на американском асфальте.
Факты, мимо которых невозможно проехать
В тему
Лайфхак: как вычислить «американца» с помощью VIN
VIN-код, начинающийся с 1, 4 или 5 — почти гарантированно указывает на американскую сборку (1 — США, 4 — США, 5 — США). Это поможет быстро отсеивать нужные варианты на аукционах и не тратить время на «импорт».
Источники: Сarscoops.com, Вloomberg.com