24.04.25

Chrysler: 100 лет на ходу. И обещает не заглохнуть

54
Chrysler: 100 лет на ходу. И обещает не заглохнуть

Скорее всего, свой 100-летний юбилей Chrysler отпразднует без размаха. Вопреки круглой дате, которая отмечается 6 июня, поводов для веселья нет: за последние 20 лет продажи автомобилей компании сократились почти на 80%, причем более половины — за минувшее десятилетие. Модельный ряд сжался до двух минивэнов — Voyager и Pacifica. Тем не менее, Chrysler еще поборется.

2024 год принес Chrysler очередной неприятный сюрприз: продажи в США упали еще на 7%, до 124 683 машин. Для сравнения: в 2005 году бренд реализовал почти 600 000 автомобилей.

Компанию надо спасать – трубят американские СМИ. Но единственное поступившее предложение о ее покупке — от правнука основателя Chrysler, Фрэнка Б. Родса-младшего — было отвергнуто Stellantis. Родс надеялся спасти имя деда, но наткнулся на безапелляционное заявление: «У Chrysler все в порядке».

Увы, факты говорят об обратном.

Будущее заморожено

В Штатах не первый год обсуждают, что Stellantis, в чьем портфеле более 20 автомобильных марок, относится к Chrysler как к чемодану без ручки. Приоритеты глобального автоконцерна смещены в пользу европейских и премиальных брендов, а американские, по мнению ряда критиков, живут на подаяние. Обещанный в середине 2010-х хэтчбек Chrysler 100 остался в стадии наброска — несмотря на многолетнюю попытку адаптировать под него платформу Alfa Romeo Giulietta.

Год назад Фрэнк Б. Родс-младший призвал американских инвесторов и работников автопрома выкупить и спасти сразу несколько местных брендов, включая Chrysler, Dodge, Ram и Jeep. Продажи последних за последние годы также сократились до исторических минимумов. Родс обвинил Stellantis в отрыве от реалий американского рынка, а нынешнее руководство — в отсутствии стратегического видения.

Его предложение осталось без ответа. Впрочем, глава Chrysler Крис Фьюэлл заверил публику, что бренд не просто выживет, но и получит инвестиции, которые обеспечат ему «светлое будущее».

Инновации в ДНК

Независимо от текущего состояния дел, Chrysler по праву вошел в историю американского автопрома как бренд-новатор. Первая же модель компании — Chrysler Six, выпущенная в 1924 году – стала эталонной: 6-цилиндровый двигатель, гидравлические тормоза, сменные фильтры, алюминиевые поршни. Автомобиль продавался по цене $1565 (эквивалент примерно $29 000 сегодня) и за первый год разошелся тиражом в 32 000 экземпляров.


В 1934 году компания выпустила Airflow — первый в мире серийный автомобиль, разработанный с учетом аэродинамики. Его дизайн буквально шокировал публику. Хотя автомобиль провалился коммерчески, остался в истории как стилистический прорыв.


В 1955-м появился Chrysler 300 с двигателем Hemi V8 мощностью 300 л.с. — один из первых автомобилей, объединивших комфорт и спортивный характер. Эта модель позднее дала имя флагманскому седану 2005 года.

Напомним, что Chrysler стал пионером в массовом внедрении круиз-контроля (1958), автомобильных аудиосистем (в 1956 году это был проигрыватель пластинок), а также складных сидений Stow 'n Go (2005).

Именно Chrysler стоял за созданием первого в мире минивэна современного формата — Dodge Caravan – дебютировавшего в 1984 году.

Смена курса

Хотя штиль у бренда затянулся, ветерок перемен ощущается. Согласно планам Stellantis, к 2026 году ожидается сразу несколько премьер: обновленной Pacifica, нового кроссовера и модели, вдохновленная концептом Halcyon 2023 года — электрическим родстером, созданным Ральфом Жилем на основе проекта Airflow.


Halcyon демонстрирует свежий визуальный язык бренда — сдержанный, современный, без стремления шокировать. Интерьер концепта почти полностью выполнен из перерабатываемых материалов — тот же подход планируют распространить и на серийные модели.


Все новинки будут выпускаться с подключаемыми гибридными установками, с последующим переходом на полноценные электроверсии. При этом бензиновая Pacifica останется в строю как минимум до конца десятилетия.

Пока Stellantis готовит премьеру новых моделей, Chrysler, Dodge, Jeep и Ram продают «неликвиды» прежних годов выпуска своим сотрудникам со значительными скидками. Почти как в СССР, где в 1990-х на заводах выдавали зарплату работникам их же изделиями.

Источники: Carscoops.com, Chrysler.com

1