09.01.25

Что означает GT, и при чем тут Италия?

190
Что означает GT, и при чем тут Италия?

Если вы хоть раз листали каталоги автомобилей, особенно спортивных или купе, то наверняка встречали аббревиатуру GT. Она часто украшает суперкары и роскошные модели с мощными двигателями и впечатляющими характеристиками. Но почему GT стало таким популярным обозначением в мире высокопроизводительных автомобилей? И что делает автомобиль настоящим GT?

Как и многие термины, связанные с миром спортивных автомобилей, GT родом из Италии. Расшифровывается аббревиатура как gran turismo. В английском языке это выражение преобразилось в «гран-туринг» (grand touring) и применяется в отношении роскошных и мощных автомобилей, предназначенных для длительных путешествий «с ветерком».


Эра первых гран-туреров: роскошь + скорость

Идея гран-туризма зародилась в Европе и обрела популярность в 1930–1950-х годах, когда итальянские бренды, такие как Alfa Romeo, Ferrari и Maserati, начали выпускать автомобили этого класса. Впрочем, Bentley, Jaguar и Mercedes-Benz также предлагали модели, воплощавшие в себе черты гран-туризма. Несмотря на то, что строгих технических требований к GT-моделям не существовало, характерными чертами таких машин обычно были кузов купе и двигатель V8. Машины были сконструированы так, чтобы водитель и пассажиры могли максимально наслаждаться комфортом в пути.


Первые автомобили, отмеченные аббревиатурой GT, появились в 1929 году. Например, Alfa Romeo 6C 1750 GT. Однако широкую популярность использование термина в названиях автомобилей приобрело только в 1960-х, когда концепция GT и сама аббревиатура перекочевали из мира премиальных европейских купе в американскую нишу, где правит бал мощность и скорость. Среди ярких представителей новой касты – Dodge Dart GT, Ford Mustang GT, Mustang Shelby GT350 и Pontiac GTO.


GT в Америке: рождение маслкаров

Особенно примечательной моделью оказался Pontiac GTO, детище Джона Делореана, главного инженера Pontiac, который решил использовать успех гоночного автомобиля Ferrari 250 GTO для продвижения нового американского купе. Аббревиатура GTO расшифровывалось как Gran Turismo Omologato, то есть автомобиль, сертифицированный для участия в гонках, таких как европейская серия GT.

Pontiac GTO не был похож на европейское купе – это был крупный и тяжелый автомобиль, мало походивший на элегантные европейские игрушки, заложившие основы концепции GT. Что не помешало успеху этой машины: мощный Pontiac GTO стал хитом продаж и сегодня считается моделью, открывшей эпоху классических американских маслкаров, которая длилась с 1964 по 1974 год.

От «Форда-сороковки» – к современным GT

Еще одной знаковой моделью 1960-х стал Ford GT, первый «среднемоторный» гоночный автомобиль компании. Он выиграл множество гонок, включая четыре подряд победы в Ле-Мане, и прославился как GT40. Такое название дали машине инженеры и фанаты за его высоту — всего 40 дюймов (примерно метр). Впрочем, в официальной документации Ford автомобиль все же значился как Ford GT.


За последующие 40 лет сочетание букв GT появлялось на автомобилях практически каждого крупного производителя: Nissan Skyline GT-R, Toyota 2000GT, Volkswagen Golf GTI и Porsche Carrera GT. Сегодня оно встречается на таких моделях, как Bentley Continental GT, BMW 3 Series GT, Kia Stinger GT, Mercedes-Benz AMG GT и новом среднемоторном Ford GT и др.


Хотя четких критериев для определения GT-автомобилей до сих пор нет, такая аббревиатура обычно указывает на высокопроизводительные машины с мощными двигателями. В крайнем случае, она обозначает более мощную и улучшенную версию массовой модели.


Источники: Iseecars.com, Сaranddriver.com

1