18.10.24

ДВС доживет до конца этого века? Что говорят эксперты

91
ДВС доживет до конца этого века? Что говорят эксперты

Электромобили стремительно захватывают рынок, но двигатели внутреннего сгорания (ДВС) не собираются сдаваться. Эксперты продолжают горячие дебаты о том, сколько еще лет будут жить всем привычные бензиновые/дизельные моторы. Джон МакЭлрой, автор из WardsAuto, считает, что до конца нынешнего века. С ним спорят, но признают: ДВС имеет все шансы продержаться дольше, чем считалось раньше.

Все больше стран мира вводят жесткие экологические нормы, требующие увеличения доли электромобилей (BEV) на дорогах. К примеру, 14 штатов в США уже обязали автопроизводителей увеличить продажи автомобилей с нулевым уровнем выбросов. Но инфраструктура для зарядки «электричек» за этими требованиями не успевает. Несмотря на прогресс — в США сооружают около 1000 зарядных станций в неделю — процесс их установки затруднен из-за долгого получения разрешений.

Джон МакЭлрой, эксперт по автопромышленности в издании WardsAuto, утверждает, что проваленное взаимодействие с коммунальщиками – главный тормоз массового внедрения электромобильных технологий в «штатах».

ДВС, вопреки прогнозу о ежегодном снижении их продаж на 6-8%, держатся лучше, чем ожидалось. Темпы падения продаж авто, оснащенных традиционными моторами, замедлились; ICE-технология (моторов, работающих на ископаемом топливе), по мнению экспертов, останется в сегментах, где электромобили еще не могут конкурировать.

По словам Марка Спигела, старшего аналитика компании Stanphyl Capital Management, «у электромобилей пока есть серьезные ограничения: от стоимости аккумуляторов до зарядной инфраструктуры. Поэтому ДВС, особенно в грузовом транспорте, будет востребован в ближайшие десятилетия».

Финансовый аспект

Один из главных аргументов против немедленного перехода на электромобили – высокая стоимость их производства. Силовые установки электромобилей для автоконцернов обходятся в среднем в $13 500, тогда как ДВС стоят около $7 100. Такой разрыв приводит к необходимости дальнейшей оптимизации затрат, что сдерживает повсеместное внедрение электромобилей. Аналитик Джейсон Фикс из Jefferies Financial Group считает, что «даже при резком удешевлении аккумуляторов, разница в себестоимости остается слишком значительной. Без крупных инвестиций в НИОКР (конструкторские работы) электромобили не смогут конкурировать с ДВС в ближайшие годы».

Китайские производители электромобилей, такие как BYD и Nio, обошли многих западных конкурентов по эффективности производства и снижению стоимости батарей. Но даже при таких чудесных достижениях, себестоимость аккумуляторов выше на 30%, чем у ДВС, пишет газета Financial Times, подчеркивая, что главный барьер на пути глобальной электрификации – финансовый.


ДВС – это про стабильность

Мнения экспертов о возможности полной замены ДВС в будущем расходятся. По словам Майкла Паккарда, консультанта по энергетическим технологиям в компании Navigant Research, «ДВС будет продолжать существовать, особенно в развивающихся странах, где нет инфраструктуры для массового внедрения электромобилей, и цены на нефть остаются сравнительно низкими. Кроме того, будут развиваться технологии, использующие ДВС».

В подтверждение этого мнения крупные автокорпорации активно пересматривают свои стратегии. Toyota изначально сосредоточившая внимание на электрификации, в 2023 году скорректировала курс, приняв решение развивать также водородные технологии и гибриды. Руководство компании заявило, что водородные топливные элементы могут оказаться эффективными, в частности, для грузовиков и общественного транспорта. Проект Toyota Mirai, работающий на водороде, как раз демонстрирует долгосрочные планы компании.

Ford еще пару лет назад делал ставку на электромобили, но также пересмотрел свои планы. Компания решила сделать гибриды основной частью своей линейки, понимая, что полная электрификация всех моделей будет дорогой и труднодостижимой целью в краткосрочной перспективе. Такая модель как Ford F-150 PowerBoost Hybrid показывает вектор развития компании.

Инновации и реальность

Концепт-кары – важный индикатор развития автоиндустрии. Сегодня многие производители работают над моделями, использующими альтернативные источники энергии.

Технологии, такие как электрификация мостов (использование электрокомпонентов для привода колес) и солнечные панели, интегрированные в кузов автомобиля, открывают для индустрии новые горизонты.


Tesla работает над интеграцией автономного вождения с использованием нейросетей, что потенциально изменит правила игры на рынке. Ford экспериментирует с моделями, использующими солнечную энергию для подзарядки.

Aircar и вовсе объединил автомобильный и воздушный транспорт. Не исключено, что инновации в области беспилотных и авиатехнологий значительно повлияют на будущее городского транспорта, предлагая решения застарелых экологических проблем.

Но как бы быстро ни развивались технологии, их замена требует времени. ДВС, благодаря своей эффективности и относительно низким затратам на производство, остается надежной альтернативой.

Осознавая это, Агентство по охране окружающей среды в США (EPA) пересмотрело свои требования к выбросам до 2032 года. Автопроизводители в США перевели дух и получили возможность производить больше машин с ДВС.

ДВС еще поживет

Первоначальные правила требовали, чтобы «электрички» составляли 67% продаж новых автомобилей в США, что отрасль считала практически невозможным. Обновленные нормы требуют смешивания 35% BEV, 36% подключаемых гибридных электромобилей и 13% гибридных электромобилей. Это все еще сложно, но более выполнимо. Кроме того, правило Воздушного совета (Air Resources Board) Калифорнии, запрещающее ДВС после 2035 года, теперь считает PHEV как BEV, так что у автоконцернов появилось больше пространства для маневра.

«Я не знаю ни одного автопроизводителя, который выпустил бы свой последний двигатель внутреннего сгорания», – сказал вице-президент Ford Дэвид Филип на панельной дискуссии в Детройте, посвященной будущему автоинженерии. Он подчеркнул: даже с ростом популярности электромобилей, ДВС продолжат использоваться в автомобилях еще много лет.

По его словам, к концу десятилетия соотношение ДВС и электромоторов на авторынке разве что сравняется.

Как видим, хотя будущее и принадлежит электромобилям, старым, добрым бензиновым моторам еще рано уходить на покой!

Источники: Wardsauto.com, Ft.com

1