22.08.25

Как не улететь в кювет? Размер шин имеет значение

37
Как не улететь в кювет? Размер шин имеет значение

Шины. Кажется, это самая скучная часть машины: пыльные, темные, как тень под днищем. Вспоминаем мы о них только в двух случаях: когда они спустили, или когда их цена заставила нас содрогнуться. Но именно они решают будете ли машина держать дорогу в повороте или улетит в кювет, сможет ли вовремя затормозить на мокрой дороге или будет скользить, как фигурист на Олимпиаде.

Один из главных вопросов, возникающих у владельцев авто –действительно ли размер шин имеет значение? Спойлер: да, имеет. Чтобы понять, какое, посмотрим на шины глазами инженера. Начнем с не самых известных фактов.

Разочарование №1

Больший диаметр обода (диска) и шины меняет поведение машины на дороге. Простая физика: одно и то же расстояние колесо с большим диаметром проходит с меньшим числом оборотов. На практике это значит, что шина дольше остается в контакте с дорогой при каждом обороте, а значит, чуть лучше держит с ней сцепление.

Когда речь заходит о размерах шин, нужно помнить не только о диаметре, но и о ширине. Обычно, чем больше диаметр обода, тем шире шина. На что обращать внимание? На первое число в маркировке.

Например, шина 235/75R15 имеет ширину профиля 235 мм — это расстояние от одной боковины до другой. 75 — отношение высоты боковины к ширине в процентах, R — радиальный тип шины, 15 — диаметр обода в дюймах.

Если на тот же обод поставить шину шириной 215 мм, площадь контакта с дорогой уменьшится, и машина будет вести себя менее уверенно. Проще говоря, ширина шины работает как «ножки у стула»: чем они шире, тем устойчивее вся конструкция.

«В плохую погоду крупное колесо быстрее восстанавливает сцепление после скольжения, — говорит инженер Майкл Ридли из Continental. – Но не спешите радоваться. Двадцатидюймовые колеса не превратят вас в пилота Formula-1. Резкое торможение на льду или снежной каше требует аккуратности. Иначе беды не миновать».

Дорогое удовольствие

Увеличение диаметра обычно сопровождается увеличением ширины шины. Вы получаете больше резины на дороге, больше устойчивости … и, само собой, больше цену резины.

На примере Беларуси

  • 15–16 дюймов: 120–150 BYN за шину
  • 18 дюймов: 250–350 BYN
  • 20 дюймов премиум: 500–600 BYN

«Люди думают: возьму резину побольше — будет красиво. А потом приезжают менять пробитый низкопрофильный баллон и жалуются, что половина зарплаты – тю-тю!, — смеется Майкл Ридли. – Да, красота требует жертв. Но жертвы должны быть осознанными: надо понимать, к какому компромиссу между управляемостью, комфортом и расходами вы готовы.

Профиль шины

Высота боковины шины влияет на характер вождения. Низкопрофильные шины (35–45 – число обозначает отношение высоты боковины к ширине шины в процентах), делают рулежку острее, но каждый бордюр и кочка наносят удар по подвеске. Высокие (65–75) — комфортные, подвеска живет дольше, но на скорости машина «плывет».

«Низкий профиль — это спорт, высокий — комфорт. На плохих дорогах низкий профиль превратится в ежедневное испытание для ваших чресел», — предупреждает Майкл Ридли.

Разгон и расход

Большие колеса тяжелее раскручивать. По данным Tire Rack, разница между 17” и 20” добавляет +0,5–1 л/100 км. Для электромобилей эффект сильнее: Tesla Model 3 теряет до 40 км запаса хода, если перейти с 18” на 20”.

«Представьте: вы установили «красивые двадцатки», и вдруг обнаруживаете, что батарея «тает» быстрее. Тот самый случай, когда нужно лучше просчитывать последствия», – считает Ридли.

Аквапланирование

Широкие шины отлично держат сухой асфальт, но в дождь ведут себя как водные лыжи. Узкая шина (185 мм) режет воду, широкая (245 мм) «плывет». Исследование ADAC показало: при скорости 90 км/ч узкая шина дольше держала сцепление на мокрой трассе.

«Я каждый день вижу, как водители ставят широкие шины летом и удивляются, почему в дождь машину мотает. Тут никакой магии – обычная физика», — говорит Ридли.

Электроника

Даже 3% отклонения в диаметре могут «сбить» ABS и ESP.

«Один владелец BMW рассказал мне, что после установки чуть больших колес система тормозов начала «сходить с ума» на каждом повороте. Это совершенно реальный сценарий», – считает Ридли.

Смешивание шин

Популярная ошибка: «два Michelin спереди, два Kumho сзади — и будет норм». Нет. Разные составы и рисунки протектора означают разное сцепление шин. Это как бегать одновременно в одном кроссовке и одном ботинке – мало приятного и очень ненадежно в критический момент.

«Лучший способ испытать аквапланирование на сухом асфальте — поставить четыре разных шины», — шутит Майкл Ридли.

 

Подведем итоги

Шины на 15–16 дюймов: «живучие малыши»

  • Плюсы: недорого, комфортно на неровностях, экономия топлива, надежность.
  • Минусы: слабое сцепление на льду и снегу, не слишком презентабельный вид.

17–18 дюймов: «золотая середина»

  • Плюсы: баланс цены и качества, точная рулежка, стабильность на скорости, умеренный расход топлива.
  • Минусы: чуть выше расходы на резину, требуется осторожность на скользкой дороге, не такой эффектный вид, как у больших шин.

19–20 дюймов: «шоу на колесах»

  • Плюсы: впечатляющая «внешка», точная рулежка, уверенность на сухом асфальте.
  • Минусы: жестко на ямах, дорогие, риск «всплытия» на воде, увеличенный расход топлива.

Итак, выбор резины — искусство компромиссов. Конечно, шины – больше, чем просто резина. Это ваш первый помощник и (иногда) единственный спаситель на дороге. Выбирайте их с умом, и колеса никогда не подведут!

Источники: Iseecars.com, Motor1.com

1