Крупнейший в мире аукцион по продаже подержанных автомобилей Manheim в 2025 году поставил на поток самые продвинутые тоннели для фотосъемки машин — 24 пункта уже работают в Северной Америке, и до конца года их станет 40. Это не просто камеры, а настоящий супермозг: за пару секунд система делает тысячи снимков машины со всех ракурсов и фиксирует даже мельчайшие повреждения.
Для продавцов и покупателей нововведение значит: меньше сюрпризов, больше уверенности и сделок без нервов и споров. Масштабная цифровизация поможет снизить количество споров между продавцами и покупателями, сократит время оформления сделок и в целом повысит прозрачность и доверие на рынке авто с пробегом.
Фотосессия на 3000 кадров
Тоннель за 10 секунд отщелкивает около 3 000 кадров. Потом ИИ выбирает самые информативные 15 и формирует отчет. Камеры заглядывают под днище, в щели, фокусируются на шинах — так близко, что видны даже надписи на боковинах. Такой подход дает стабильно качественные снимки и минимизирует споры о скрытых дефектах.
По данным разработчиков Fyusion AI, система уже фиксирует вмятины и царапины с точностью около 95%. Также ведутся тесты по выявлению микротрещин, следов ремонта и тепловых аномалий в батареях электромобилей, что особенно важно для безопасности.
Современные тоннели появились не только в крупных городах США — Manheim впервые вышел за пределы страны и открыл пункт в Монреале. На подходе — Финикс, Детройт, Канзас-Сити. Компания ставит цель довести к концу 2025 года долю автомобилей, проходящих «тоннельный контроль», до 70%.
ИИ силен, но…
Перечисленные факты впечатляют, но Manheim не публикует статистику, насколько быстрее продаются авто, прошедшие через тоннели, также нет данных о снижении возвратов или ускорении сделок.
Тем не менее, уже ясно, что у автоматизации есть пределы. Система делает снимки — но не оценивает поведение машины при запуске двигателя, не может прослушать коробку на холодную, не определяет химический запах из-под капота, не оценивает состояние тормозов или подвески при реальной нагрузке.
ИИ пока не может надежно проверить подлинность VIN, не найдет расхождения в пробеге между отчетами разных баз, не поймет, почему у машины внезапно свежая покраска крыши при нулевых повреждениях на фото.
Вот почему осмотр механиком на месте — по-прежнему важный этап перед покупкой. Напомним, что InterCargo предлагает именно такую услугу: наш специалист смотрит машину живьем, проверяет документы, сверяет историю, фиксирует скрытые риски.
Заглянем в будущее
Manheim уже начал обкатывать функцию автоматического расчета стоимости ремонта — ИИ не просто фиксирует повреждения, но и учится моментально оценивать, сколько будет стоить их устранение. Это может стать настоящим прорывом, но… «реализация функции пока находится на стадии тестирования». Проще говоря, буксует.
Следующий шаг — автоматическое распознавание VIN, выявление несостыковок в истории и т.д. В перспективе система сможет не только делать фото и находить дефекты, но и прогнозировать реальную рыночную цену машины на основе пробега, состояния и статистики по аналогам.
Manheim явно движется к тому, чтобы весь цикл продажи автомобиля — от осмотра до торгов — проходил почти без участия человека, отмечает Аutoremarketing.com. То есть: выставил машину на продажу, она прошла тоннель, ИИ сам составил отчет, рассчитал цену, машина попала в лот, ее купили, оплатили, отправили.
Картина выглядит идиллически. Посмотрим, как аукцион справится с тотальной роботизацией на практике. А вы доверили бы оценку своего автомобиля полностью ИИ?
Что у Copart?
Аукцион Copart также активно внедряет цифровые технологии: 360°-фото, видео, улучшенные углы съемки и отчеты с OBD-кодами (то есть кодами ошибок, которые выдает бортовой компьютер авто). У Copart нет тоннелей в стиле Manheim — процесс остается гибридным (с участием человека) и менее стандартизированным. Зато есть статистика: по оценкам Copart за последние годы продажи выросли на 15%, а база покупателей расширилась на 30%, благодаря AI и digital-first сервисам.
Только цифры
Источники: Fyusion.com, Аutoremarketing.com