Системы помощи водителю (ADAS), созданные для повышения безопасности на дорогах, порой не справляются с распознаванием пешеходов, в том числе в специальной одежде, которая должна делать их более заметными. Этот удивительный результат получен в ходе недавних тестов, проведенных Страховым институтом дорожной безопасности США (IIHS).
Три «подопытных» авто
В исследовании IIHS участвовали три популярных модели автомобилей 2023 года выпуска: Honda CR-V, Mazda CX-5 и Subaru Forester. Испытания проводились с использованием манекенов, которые имитировали взрослого человека в разных вариантах одежды: от простой черной толстовки с брюками до белого костюма и куртки со светоотражающими полосами.
К сожалению, результаты испытаний станут неприятной неожиданностью для велосипедистов, дорожных рабочих и всех, кто надевает отражающие жилеты ради своей безопасности, отмечает Driving.ca.
Автомобили двигались со скоростью 40 км/ч по слабо освещенным дорогам при различных уровнях дополнительного освещения (от полной темноты до 20 люкс).
Общая полученная картина такова: Honda CR-V и Mazda CX-5 врезались в манекены в 84% и 88% случаев соответственно. Subaru Forester справился лучше всех, замедлившись или остановившись в большинстве тестов, за исключением одного случая.
Удивительное – рядом
Особенно удивительно, что одежда со светоотражающими полосами, которая, казалось бы, должна улучшить видимость пешеходов на дороге, не помогала системам ADAS. Например, автомобили Honda и Mazda не замедлялись, когда манекен был одет в такую одежду, даже при включенном дополнительном освещении.
Еще более неожиданные результаты были получены, когда манекены облачили в светоотражающие жилеты. Honda CR-V вообще не снижала скорость в этих тестах, независимо от уровня освещения. Mazda CX-5 показывала лучшие результаты, но только при слабом освещении (10 люкс). При 20 люкс, вопреки логике, эффективность оборудования падала.
Наиболее стабильно показал себя Subaru Forester, который в большинстве случаев полностью останавливался, даже в сложных дорожных условиях. Лишь в одном заезде он слегка задел манекен, но перед этим успел замедлиться на 80%.
По мнению эксперта
Дэвид Кидд, автор исследования и старший научный сотрудник IIHS, отметил, что хотя светоотражающие полосы задуманы для облегчения распознавания человека водителями, датчики систем AEB воспринимают их иначе, что может приводить к инцидентам с трагическими последствиями.
Сам институт пока не может точно определить, почему у некоторых автомобилей возникают проблемы с распознаванием спецодежды. Это вызывает беспокойство IIHS, представители которого уже заявили, что считают необходимым провести дополнительные исследования, чтобы понять, как системы предотвращения столкновений реагируют на средства безопасности, используемые пешеходами, а также работниками дорожных (и прочих) служб.
«Результаты тестирования ясно дают понять, что некоторым автопроизводителям еще предстоит поработать над совершенствованием своих систем автоматического экстренного торможения», — заявил президент IIHS Дэвид Харки. Он подчеркнул: одежда, которая призвана защищать людей на дороге, не может выполнять в точности противоположные функции.
Источники: Iihs.org, Driving.ca.