То, что еще вчера звучало как шутка на автофоруме, сегодня стало новостью: Mercedes готов ставить в свои машины моторы BMW. Возможно, четырехцилиндровый агрегат B48 станет «донором» для некоторых моделей A- и C‑класса. Впервые в Mercedes стыдливо признаются: для некоторых моделей придется использовать «готовые решения».
История болезненная и простая одновременно. В кабинетах Mercedes решили, что собственные разработки слишком дорогие, а рынок требует «здесь и сейчас». Отсюда — партнерство с Мюнхеном.
С технической стороны мотор B48 от BMW неплохой: надежный, экономичный, проверенный. Однако дело не только в цифрах, но и в символике. Для Mercedes признать, что без мотора конкурента не обойтись – сильный удар по самолюбию.
Что говорят инсайдеры
Ситуация тем более серьезная, что мотор, как сообщает ряд СМИ, предполагается устанавливать в различных моделях, включая CLA, GLA, GLB, C-Class, E-Class и даже в предстоящем компактном внедорожнике, получившем неофициальное название «Little G».
В кулуарах «Мерса» сделку с Мюнхеном объясняют так: новые стандарты Euro 7 и рост расходов на электрификацию вынуждают экономить каждый евро. Унификация с BMW позволит отминусовать часть затрат на разработку собственных моторов. Бухгалтерам удобно, акционерам спокойно…
А вот фанаты марки издеваются над решением компании на интернет-форумах «в полный рост»: «Все, моторы ушли в отпуск», «Они что, оставили свою гордость на парковке?», «Удачный ход, наверное, акционеры уже пьют шампанское?».
Конечно, еще рано говорить о закате Mercedes, но, как говорят в Германии, «Теперь на кону колбаса», то есть самое важное и ценное.
Стратегический компромисс
Во втором квартале 2025 года чистая прибыль Mercedes‑Benz Group AG рухнула на 69 % — с €3,02 млрд до €915 млн (WSJ). Продажи по ключевым рынкам тоже падают: Китай −19 %, США −14 %, Европа −3 % (Reuters). Электромобили, на которые делались основные ставки, обрушились на 24 % (MercedesBlog), лишь гибриды чуть растут — +4 %.
Рост тарифов США с 2,5 % до 15 % ударил по экспорту авто из Европы, китайские EV отобрали премиум-клиентов, а разработка собственных батарей и ПО оказалась дороже расчетной. Вместо того чтобы гнуть линию «каждый мотор — наш», Mercedes теперь вынужден искать готовые решения – такие, как чужой BMW B48.
Эксперты называют это стратегическим компромиссом: «Mercedes пытается удержать маржинальность и скорость производства, и признает, что часть собственной разработки сейчас нерентабельна», отмечает издание Car and Driver.
Кризис уже в офисах
Кризис ощущается уже не только в графиках и диаграмах, он пришел в офисы. В Mercedes появилась программа добровольных увольнений сотрудников администрации с выплатами от €100000 до €500 000. Она является частью стратегии «Next Level Performance», направленной на сокращение расходов и повышение эффективности компании. Проект должен урезать расходы Mercedes на 10 % к 2027 году.
Команды становятся меньше, решения принимаются, не щадя самолюбие сотрудников. «Мы держимся, правила диктуют цифры, а не сердце», — говорит инсайдер в Mercedes, котого цитирует Reuters.
В Германии уже закрываются отдельные линии сборки, часть производства переносится в Венгрию, поскольку зарплаты там ниже почти в два раза, а логистика по Европе остается удобной.
Mercedes лихорадочно ускоряет выпуск гибридов, одновременно снижая объем производства дорогих EV.
Маркетинг также адаптируется: компания обещает расширение гарантии, программы лояльности и скидки на сервис. Но это скорее разовая поддержка, чем решение глубинных проблем.
Ола-Ола, это просто слезы
Несмотря на свои явные неуспехи, Ола Келлениус остается во главе компании. У него долгосрочный контракт и поддержка наблюдательного совета – возможно, из-за ставки менеджера не только на инновации, но и экономию — до 5 млрд евро к 2027 году.
Сам Келлениус признает: «Нам нужен реальный взгляд на ситуацию. Иначе мы движемся на полном ходу в стену». По его словам, рынок может оказаться в коллапсе из-за слабого спроса, перепроизводства дешевых китайских EV и общего замедления продаж. Нейтральный путь к декарбонизации — льготы, стимулы для зарядки и сохранение гибкости бизнеса — даст шанс выжить.
Но в Европе Келлениуса не слышат, во всяком случае официальной реакции на его предложения пока нет.
Немного позитива
Гибриды и EQ-линейка EV от Merсedes — как свет в оконце: их продажи растут, батареи и софт улучшаются. Келлениус подчеркивает: «Мы должны показывать инновации там, где они реально продаются». Означает ли это, что Merсedes собирается покинуть высшую автолигу?
Нет, экономия в компании удивительным образом идет рука об руку с премиум-имиджем. Да, Mercedes использует мотор BMW B48. Для инженеров компании это почти унижение, но реалии важнее: лучше взять чужой мотор, чем потерять весь бизнес. Компания сохраняет технологии, батареи, софт и комфорт – все, что делает Mercedes люксовым брендом.
И все же времени у Келлениуса мало. Цифры продаж продолжают неумолимо падать, маржа сжимается, конкуренты не дремлют.
Возможно, сделка с BMW — последний шанс менеджера и компании показать, что Mercedes умеет адаптироваться и побеждать. Но для этого, как считают некоторые эксперты, знаменитому бренду придется учится летать заново.
BMW B48 — это 2‑литровый турбированный четырехцилиндровый мотор.
С 2014 года он стал настоящей рабочей лошадкой BMW и MINI. Мощный, экономичный и надежный, отлично тянет уже с низких оборотов, подходит для бензиновых и гибридных моделей.
Чтобы мотор служил долго
При внимательном обслуживании B48 спокойно проходит сотни тысяч километров, оставаясь бодрым и экономичным.
Источники: Сaranddriver.com, Reuters.com