Передний или полный привод — не просто технические термины, а условия, определяющие поведение автомобиля на дороге. Каждый тип трансмиссии имеет свои плюсы и минусы, и выбор между ними зависит от ваших потребностей и условий эксплуатации. В этом материале мы расскажем, в чем заключаются основные различия между передним и полным приводом, и какой из них подойдет именно вам.
Изучая автомобили, вы могли заметить, что некоторые модели оснащены передним приводом (FWD) по умолчанию, в то время как полный привод (AWD) предлагается за дополнительную плату. Чтобы выбрать, что лучше для вас, важно понимать, что представляют собой эти типы трансмиссий и в чем заключается разница между FWD и AWD.
Автопроизводители и дилеры часто подчеркивают всепогодные возможности полного привода и дополнительную уверенность, которую он обеспечивает при неблагоприятных погодных условиях. Но действительно ли всегда нужен полный привод?
Давайте разбираться.
Передний привод (FWD)
Первые автомобили с передним приводом были созданы еще до Второй мировой войны, но массовое использование этой конструкции началось только в 1980-х годах. Сегодня она используется во многих седанах и кроссоверах, которые мы видим на дорогах.
Суть переднего привода – в его названии: на передние колеса автомобиля передается крутящий момент от двигателя, и они становятся ведущими. Перед тем как достичь колес, усилие проходит через трансмиссионный узел, который распределяет его между двумя передними колесами.
Главные причины, по которым эта конструкция стала основной для современных автомобилей, является ее экономичность и компактность.
Автомобилю с передним приводом не требуется карданный вал или задний дифференциал — компоненты, обязательные для задне- и некоторых полноприводных автомобилей. Исключив их, можно получить ровный пол салона и низкий багажник, спроектировать более просторный салон, уменьшить вес автомобиля и т.д. Удобно!
Передний привод безопаснее заднего (RWD). Поясним: в машине с задним приводом потеря сцепления задних колес может привести к заносу или развороту на 360 градусов. Система контроля тяги борется с этим, но риск все равно остается.
С передним приводом такая ситуация менее вероятна. В большинстве случаев, если автомобиль с передним приводом заезжает в поворот слишком быстро, возникает «недостаточная поворачиваемость». Для тех, кто не является профессиональным гонщиком, это гораздо более простая ситуация, поскольку задняя часть авто не начинает крутиться, как волчок.
Еще один нюанс: по сравнению с полным приводом, автомобиль с передним обычно демонстрирует лучшую экономию топлива. В его конструкции меньше тяжелых механизмов, а стало быть, меньше и потерь от их работы. Как следствие – машина берет на 5-15% меньше бензина на километр.
Если у переднего привода и специфический недостаток. Например, при резком нажатии на газ руль может вырвать из рук, а машину увести в сторону. Это явление (по-английски torque steer) особенно заметно на мощных переднеприводных автомобилях и является одной из причин, по которой FWD редко встречается на мощных машинах.
И еще о сцеплении. Да, много раз говорилось, что передний привод лучше заднего на снегу и скользкой дороге, и это действительно так. Но это не значит, что передний привод никогда и нигде не подведет. Вы можете заставить автомобиль с передним приводом буксовать даже на расчищенной от снега парковке несмотря на то, что двигатель прилично нагружает передние колеса. Учтите, что автомобиль с передним приводом никогда не будет таким устойчивым на снегу, как автомобиль с полным!
Остается заметить, что в автомобилях с передним приводом значительно снизить расход топлива позволяет бесступенчатая трансмиссия (CVT, или вариатор).
Полный привод 1 (AWD)
Еще относительно недавно полный привод был диковиной, но сегодня многие покупатели считают его важным критерием при выборе машины. Это подтверждается тем, что все больше автомобилей предлагают его как опцию – от мощных машин, таких как Dodge Challenger, до компактных моделей вроде Mazda 3.
Большинство седанов и кроссоверов с AWD используют подключаемый полный привод. Включается он только когда это необходимо. В остальное время система передает силу на передние колеса (или, как в случае с Dodge Challenger, на задние колеса). Если система замечает, что передние колеса пробуксовывают, она активирует задние.
Некоторые автомобили, например модели Subaru, оснащены системой постоянного полного привода. Это значит, что мощность передается на все четыре колеса всегда, независимо от дорожных условий. В сложных ситуациях система может перераспределять силу между осями для лучшего сцепления.
Полный привод постоянного действия также используется в спортивных автомобилях, например, Nissan GT-R, чтобы обеспечить время разгона с 0 до 100 км/ч менее чем за 3 секунды.
Довольно легко попасть в ситуацию, когда на двухколесном (переднем) приводе оба ведущих колеса буксуют. С полным приводом проще: двигатель передает мощность на переднюю и заднюю оси, и, скорее всего, хотя бы одно колесо да зацепится за дорогу.
На дороге автомобили с полным приводом обеспечивают лучшее сцепление при входе в повороты – как в сухую, так и дождливую погоду. Также он полезен на бездорожье: AWD позволяет равномерно распределять мощность между колесами, снижая вероятность пробуксовки. Если одно или несколько колес теряют сцепление (например, попадают в грязь, снег или на рыхлый грунт), система перераспределяет силу на колеса с лучшим сцеплением.
Есть у полного привода один, но важный, недостаток – его стоимость. При покупке нового автомобиля с AWD вы заплатите как минимум на $2 000 больше, чем за модель с передним. И по ходу эксплуатации будете расходовать больше топлива, поскольку дополнительное оборудование для привода четырех колес увеличивает вес автомобиля и создает дополнительные потери энергии в трансмиссии.
Правда, некоторая часть этих затрат может быть компенсирована при перепродаже: автомобили с полным приводом дороже на вторичном рынке.
Еще один «побочный» эффект полного привода – ложное чувство уверенности. Да, AWD помогает уверенно тронуться с места в плохую погоду, но не улучшает торможение. Выжимая педаль тормоза, вы не окажетесь в лучшем положении, чем остальные водители, независимо от того, есть у них полный привод или нет.
И последнее. Не стоит путать полный привод легковых автомобилей с AWD внедорожников. Полный привод на Subaru Forester не обеспечит тех же внедорожных возможностей, что у Jeep Wrangler.
Полноприводные легковушки предназначены разве что для легкого бездорожья – все же они легче и ниже кроссоверов и внедорожников. Если вы планируете регулярно ездить по диким местам, система 4WD подойдет больше.
Полный привод 2 (4WD)
Пожалуй, можно сказать, что 4WD – лучше для экстремального бездорожья, AWD – для улучшенного сцепления на дорогах с плохим покрытием. Этим определяется и их техническое различие.
Оно заключается в раздаточной («трансферной», как говорят американцы) коробке —механизме, размещенном рядом с основной трансмиссией. Эта коробка содержит дополнительный набор шестерен, который позволяет выбирать другие передаточные числа для работы в сложных условиях, таких как грязь, песок или снег.
Автомобили с 4WD часто оснащены режимами 4-hi и 4-lo (у нас чаще называются "4H" и "4L"). Они отвечают за переключение на высокие и низкие передачи и помогают адаптировать машину к различным дорожным условиям.
Соответствующие надписи на рычаге позволяют водителю легко переключаться между этими режимами, выбирая наиболее подходящий для конкретной ситуации.
Полный привод также может полностью отключать переднюю ось полностью в режиме 2-hi, что рекомендуется для обычного движения, поскольку способствует лучшей экономии топлива и снижению износа трансмиссии.
С «раздаткой» и низким диапазоном передач автомобили с 4WD могут преодолевать почти любые препятствия, особенно если они оснащены специализированными шинами. Именно поэтому Toyota 4Runner и Jeep Wrangler так популярны среди тех, кто превращает «не нашел дорогу» в стиль жизни.
Говоря о системах полного привода (AWD), важно отметить центральный дифференциал (CD), который является ключевым компонентом для распределения крутящего момента между передней и задней осями. Это устройство регулирует момент, передаваемый на колеса каждой оси, что позволяет обеспечивать более стабильное сцепление с дорогой, особенно на скользких или пересеченных участках.
CD устанавливается в большинстве автомобилей с системой AWD, включая многие внедорожники и кроссоверы.
Системы полного привода и их компоненты (дифференциалы и муфты) определяют, будет ли автомобиль работать в постоянном (активном) или подключаемом (пассивном) режиме. Основные виды дифференциалов следующие.
Открытые (механические) – простейшие и недорогие дифференциалы, встречаются в большинстве передне- и заднеприводных автомобилей (например, Toyota Corolla, Volkswagen Polo). Недостаток – если одно колесо буксует, момент уходит в него.
Самоблокирующиеся (LSD, Limited Slip Differential) – перераспределяют момент на колесо с лучшим сцеплением. Часто используются на спортивных и внедорожных авто (BMW M3, Subaru WRX, Jeep Wrangler Rubicon).
Torsen – работает на зубчатых передачах, плавно передает момент, эффективен в постоянном полном приводе. Устанавливается на Audi Quattro, Lexus GX, Toyota Land Cruiser 200.
Электронные (имитация блокировки) – не имеют механической блокировки, но за счет ABS и ESP могут притормаживать буксующее колесо. Используются в современных кроссоверах и электромобилях (Volkswagen Tiguan, Tesla Model X, Honda CR-V).
Увы, у 4WD свои ограничения и недостатки. Плохая экономия топлива, длинный тормозной путь, трудное управление (переключение между режимами из 2WD в 4WD или из 4-hi в 4-lo не всегда интуитивно понятно), низкий уровень комфорта – частые жалобы на автомобили с полным приводом. Впрочем, они совершенствуются (подробнее о сравнения полного привода (4WD) и полного привода с автоматическим подключением (AWD) читайте в нашем материале).
N.В. В некоторых автомобилях система 4WD может быть активирована только когда машина стоит на месте.
Задний привод (RWD)
Это самая простая схема привода. Автопроизводители устанавливают двигатель под капотом, присоединяют к нему трансмиссию и добавляют простую вращающуюся карданную ось к заднему мосту, чтобы привести в движение задние колеса.
В благоприятных условиях – сухой асфальт, спокойное вождение – машины с задним приводом не отличить от переднеприводных. А вот в непогоду вы их не перепутаете. Это связано с массой, физикой. В автомобилях с RWD задние колеса менее нагружены и поэтому сцепление с дорогой ограничено.
Поэтому нередки случаи, когда владельцы автомобилей с задним приводом кладут в багажник мешки с песком, приобретают противоскользящие цепи для колес и т.д.
Тем не менее, именно задний привод делает управление автомобилем более динамичным. Передние колеса не перегружены, они отвечают только за управление, а задние — за движение. Это делает разгон плавнее и стабильнее. Машина с RWD устойчивее на скорости и в резких поворотах, хотя для управления ею и нужно больше внимания.
Задний привод – маст-хэв для тех, кто планирует буксировать прицепы. Если вы посмотрите на таблицы рейтингов тяговых характеристик полноразмерных пикапов, увидите, что максимальная тяговая способность всегда достигается у моделей с задним приводом, независимо от длины кузова, типа кабины или трансмиссии.
Подведем итоги
Передний привод — выбор для тех, кто не готов переплачивать, и избегает лишних рисков. Он дешевле в покупке и обслуживании, но в сложных условиях (снег, грязь) его возможностей не хватит.
Полный привод стоит дороже, но, когда дорога превращается в испытание, покажет себя надежным помощником.
Что же выбрать?
Все зависит от того, где вы живете. В регионах с тяжелыми зимами, где снег и гололед — частые гости, полный привод даст вам преимущество. В жарких странах (или с умеренным климатом), на сухих дорогах, переднего вполне достаточно.
Конечно, если вам часто приходится ездить по грунтовым дорогам или в гористой местности, где рельеф проверяет на прочность, полноприводный автомобиль – однозначно лучший выбор независимо от погоды.
Источники: Iseecars.com, Motor1.com