Дональд Трамп уже почти готов простить Поднебесную: тарифы на китайские автозапчасти, вероятно, будут отменены — американские производители всерьез пожаловались на взлетевшие цены. А вот Канаде поблажек не будет: по словам экс-президента, соседи «переманивают у США автопром», и за это им грозят еще более жесткие пошлины.
Как сообщает Carscoops.com, Трамп уже сделал исключение для Apple, освободив от налогов китайские смартфоны и гаджеты. Когда выяснилось, что iPhone, собранный в США, может стоить до $3500 — почти в 3,5 раза дороже, — это решение показалось вполне логичным. Теперь на повестке дня — автозапчасти, которые обложили дополнительным 20%-ным налогом в рамках общей кампании по борьбе с китайским импортом, в том числе связанным с фентанилом. Это — поверх уже действующих 25%-ных пошлин по «делу Китая». Новая мера должна была вступить в силу 3 мая, но…
«Сделано в Китае» — а стоит как в США
Оказалось, китайские автозапчасти занимают куда большую долю рынка, чем предполагалось. По данным Detroit News, в 2023 году на них пришлось более 9,2% всего импорта деталей — на сумму $18 млрд. И в 2024-м эта доля продолжает расти. Для сравнения: в 1994 году Китай обеспечивал лишь 1,2% поставок.
Такой поворот не остался незамеченным. Ассоциации автопроизводителей, дилеров и поставщиков направили в администрацию Трампа письмо с просьбой не вводить новые пошлины. В противном случае, предупреждают они, отрасли грозят сбои, остановка производств, увольнения и банкротства.
«Большинство поставщиков просто не готовы к столь резким переменам, — говорится в письме министру финансов Скотту Бессенту и министру торговли Говарду Лютнику. — Мы уже на грани».
Письмо сработало: как утверждает Financial Times, от идеи вводить 20% тариф отказались. А вслед за ним — и от новых пошлин на сталь и алюминий, в которых особенно нуждается американская автоиндустрия.
Канадцы за все ответят?
Но Трамп не был бы Трампом, если бы просто отступил. Он нашел нового «виновного» — Канаду.
«Мы ввели для Канады 25% пошлины, но на автомобили они могут быть еще выше, — заявил он. — Когда мы поднимаем тарифы, мы говорим: “С уважением, но нам ваши машины не нужны”».
Позже он заявил, что вообще не хочет, чтобы Канада участвовала в производстве автомобилей для США, и обвинил соседей в «перетаскивании» автопрома через границу.
В Канаде эти заявления вызвали волну недовольства — и не только из-за ожидаемых ответных мер. Цены на автомобили уже начали расти. В ответ Канадская ассоциация автомобильных дилеров (CADA) предложила ряд мер, чтобы защитить потребителей.
Зеркальный ответ
Главное из них — полностью открыть рынок для автомобилей из Европы, Японии и Южной Кореи. Сейчас их ввоз ограничен, поскольку Канада поддерживает американскую стратегию регулирования импорта. По мнению главы CADA Тима Ройсса, снятие барьеров может не только изменить рынок до неузнаваемости, но и обнулить усилия Трампа.
Он поясняет: канадские экологические и технические нормы тесно связаны с американскими, что облегчает совместное производство, но блокирует ввоз машин, не сертифицированных по стандартам США.
«Серьезно? Машина, безопасная для немецкого автобана, не годится для дорог Канады?» — с иронией вопрошает Ройсс.
Если ограничения снять, вместо американских машин, обложенных пошлинами, канадцы с удовольствием пересядут на европейские и азиатские модели — благо соглашения о свободной торговле это позволяют.
Вместо «электричек» — свобода выбора
Это еще не все. В арсенале CADA — и другие предложения:
Какой путь выберет Канада — покажет политика нового правительства. Но если хотя бы часть этих мер будет реализована, последствия американских пошлин окажутся куда менее болезненными. А канадский авторынок станет значительно более разнообразным — включая и вторичный.
Источники: Carscoop.com, Driving.ca