Понимание мотивации покупателей и продавцов — не абстрактная теория, а конкретное преимущество: оно помогает быстрее продать, выгоднее купить и не ошибиться со ставкой. В этом материале мы разобрали ключевые типажи на рынке подержанных авто: кто они, что ищут и как меняется их поведение в зависимости от страны, бюджета и цели покупки.
Рынок подержанных авто — сцена, и у каждого «актера» на ней разные роли. Кто-то покупает машину для семьи, кто-то для перепродажи, кто-то — чтобы увезти ее на край света. Понимание профиля визави помогает продавцу заранее угадать, что будет для них важно: история, пробег, экономия или статус. А покупателю — оценить, насколько конкурентна его ставка и что стоит за поведением других участников.
Для многих американцев покупка авто — как заказ в ресторане: они знают, чего хотят, изучили отзывы и не любят, когда их уговаривают. Это прагматичные клиенты, которые привыкли к огромному выбору, высокому уровню сервиса и ясным условиям. Они ценят скорость, честность и контроль над процессом.
Хотя рынок подержанных авто в США огромен (более 38 млн сделок ежегодно, Expert Market Research, 2024), сарафанное радио по-прежнему работает отлично. Один довольный клиент может привести пятерых новых.
Знают рынок и не любят сюрпризов
Американцы хорошо ориентируются в ценах, пробегах и комплектациях. Часто приходят уже с VIN-кодом, конкретной моделью или ссылкой на лот. Главное — дать им быстрый, точный ответ и не пытаться «красиво рассказать». Лучше по делу, без обиняков.
Гибкие, но хотят ясности
Да, они готовы к компромиссам — по цвету, годам, комплектации. Но не по условиям: они должны понимать, за что платят, каковы сроки, кто несет ответственность на каждом этапе. Плохо структурированный процесс — главный повод отказаться от сделки. По данным Verified Market Research, 2024, одна из главных мотиваций для покупки подержанного авто в США – экономия (до 30–40 % по сравнению с новым автомобилем).
Ценят сервис, но не будут переплачивать
Если вы решаете их вопросы быстро и удобно — это плюс. Но добавленная стоимость должна быть обоснована. Прозрачность (в понимании американца) — это не «красивый сайт», а понятные тарифы, открытая коммуникация и отсутствие навязанных услуг.
Оцифрованный портрет
американского покупателя авто с пробегом
Рынок б/у авто в США — настоящий океан возможностей для европейцев, которые ищут выгодные и нестандартные решения. Но при этом европейский покупатель неоднороден.
Европейцы из стран ЕС: запрос на качество и сервис, «пунктик» на экологии
Покупатели из ЕС, выходя на американский рынок, часто воспринимают это как возможность выйти за рамки привычного автомобильного опыта. Они знают, что в США — шире выбор, интереснее комплектации, а цены зачастую привлекательнее, чем дома. Но при этом к сделке подходят с максимальной серьезностью и осторожностью.
Рынок подержанных автомобилей из США в Европе стабилен: в 2024 году в 30 странах Европы (ЕС + UK + Швейцария + Норвегия) импортировали 205 000 машин из США. Среди них 142 000 автомобилей от BMW и 46 000 от Mercedes — эти два бренда, по данным Inovev.com составили более 90 % импорта.
Поиск эксклюзивности и функциональности.
Среди покупателей авто с пробегом в США также популярны пикапы и большие внедорожники (Ford Ranger, Toyota Hilux и др.) — категории, на которые в Европе жесткие лимиты. Налоги и страховые тарифы делают эти машины дорогостоящими в Европе. В США же их выбор огромен, а цены — ниже. Кроме того, играет свою роль доступ к уникальным спецверсиям, тюнингу и аксессуарам.
Использование подержанных пикапов в Европе растет: рынок оценен в $1,6 млрд в 2024, с прогнозом роста до 2,5 млрд USD к 2034 по данным Globenewswire.com. Германия — лидер с долей> 22 % (€346 млн).
Высокие требования к проверке и гарантии.
Европейцы из ЕС привыкли к строгому регулированию и юридической защите, поэтому не покупают «кота в мешке». Для них важны не только цифровые отчеты Carfax и AutoCheck, но и экспертизы сторонних специалистов, внимательный осмотр, а также работа через посредников с репутацией.
Инфраструктура и сервис.
«Западенцы» чаще используют комплексные/интегрированные сервисы, которые объединяют аукционы, логистику, таможню и постпродажное обслуживание. Они привыкли к прозрачности и удобству, поэтому высоко ценят возможность «единого окна» (особенно при импортных сделках).
Влияние политики ЕС.
Европейцы из ЕС внимательно следят за экологическими нормами и выбирают авто, которые можно легально и выгодно эксплуатировать в Европе (с учетом выбросов, налогов и льгот).
Для покупателей из стран, не входящих в ЕС, американский рынок — прежде всего возможность получить доступ к машинам, которые либо недоступны, либо значительно дороже на местном рынке. Они охотятся за невысокой ценой и практичностью.
Рынок подержанных автомобилей из США в Восточной Европе развивается, хотя и не прежними сверхвысокими темпами. К примеру, в 2024 году в Польшу было ввезено, по данным Pzpm.org.pl, 882 510 подержанных автомобилей (+ 19.5 % по сравнению с 2023). При этом доля машин из США растет быстрее всех: +55.4 % от года к году, уступая лишь Германии.
Грузия – и вовсе превратилась в логистический хаб, хотя в 2025 г. импортирует меньше авто, чем, например, в 2022 г., когда годовой рост составлял 70% По данным Национальной службы статистики Грузии (GEOSTAT), в 2024 году в страну было ввезено 103 206 автомобилей из США на $1,25 млрд.
Активная молодежь и предприниматели.
Многие из восточноевропейских покупателей авто с пробегом из США — в возрасте 25–45 лет, динамичные, с предпринимательской жилкой. Авто для них — инструмент бизнеса (такси, грузоперевозки) или личной мобильности. Часто машины покупаются для дальнейшей перепродажи.
Фокус на экономии и надежности.
Главный критерий — доступность (в США авто на 30-50% дешевле) и функциональность авто. При этом качество истории и юридическая чистота автомобиля не всегда на первом месте. Готовность к дополнительным вложениям в ремонт и обслуживание, по оценкам Globalhappenings.com, выше, чем у западноевропейских покупателей.
Частое использование посредников и онлайн-платформ. Многие ориентируются на платформы и форумы, соцсети и группы в мессенджерах, где обмениваются опытом и проверенными контактами. Рынок «сарафанного радио» здесь жив и важен.
Логистика и таможня — значимые факторы риска и затрат.
Покупатели тщательно рассчитывают стоимость доставки, растаможки, возможности сертификации. Часто это решающий фактор, который определяет конечный выбор и бюджет.
Относительно низкий уровень экспертизы.
У европейцев с Востока не всегда есть доступ к полным цифровым отчетам или желание их изучать. Вместо этого — проверка авто на месте, в процессе доставки или после прибытия, а также поиск надежных ремонтных мастерских.
европейского покупателя авто с пробегом из США
1. Покупатели из стран ЕС
Возраст:
Основная группа — 30–50 лет.
Молодежь (до 30) только начинает входить через бюджеты до €15 000, более зрелые покупатели — 35–50 лет — доминируют в премиальном сегменте.
Пол:
Мужчины — 65–70 %, женщины — 30–35 %, доля женщин постепенно растет, особенно в крупных городах.
Доход / Средний бюджет:
Средний и выше среднего дохода, готовые инвестировать от $15 000 до $35 000. Предпочитают премиальные и американские модели, зачастую недоступные на европейском рынке.
Образование:
Высшее или профессиональное образование, высокий уровень технической грамотности, разбираются в рынке США.
Мотивы покупки:
2. Покупатели из европейских стран, не входящих в ЕС (Грузия, Украина, Беларусь и др.)
Возраст:
Основная группа — 25–45 лет. Много молодых покупателей, готовых к риску и активному поиску выгодных вариантов.
Пол:
Мужчины — 75–80 %, женщины — 20–25 %.
Доход / Средний бюджет:
Средний доход ниже, чем в ЕС; бюджеты обычно варьируются от $8 000 до $20 000. Главный акцент на практичность и экономию.
Образование:
Разнообразное — от среднего специального до высшего, но с меньшим техническим акцентом, чем в ЕС.
Мотивы покупки:
Итак, каждый участник рынка — от байера до семьи с тремя детьми — играет по своим правилам. Кто видит за ставкой человека, а не только цифры, кто понимает мотив, тот и получает конкурентное преимущество.
Рынок подержанных авто
Не стоит недооценивать рынок подержанных автомобилей — это не просто «авто по дешевке», а один из ключевых драйверов мировой экономики.
$2,5 трлн — объем глобального рынка подержанных авто в 2024 году, который к 2034 году может вырасти до $4 трлн, почти вдвое превышая рынок новых автомобилей.
$583 млрд — объем рынка б/у автомобилей в США, где сосредоточены сотни тысяч рабочих мест в сфере продаж, ремонта, логистики и страхования.
57,4% — рост продаж подержанных электромобилей в Великобритании в 2024 году (188 382 машины), впервые сравнявшихся по объему с бензиновыми авто, что символизирует новый этап развития рынка.
Источники: Wsj.com, Мotorandwheels.com, Еxpertmarketresearch.com