Седан Volkswagen Passat, названный по старой традиции VW в честь субтропического ветра, продавался в США и Канаде до 2022 года. Его позиционировали как автомобиль для тех, кому внедорожники «кажутся слишком большими». В то время седаны еще занимали 27% американского рынка и у Passat были шансы на успех. Но причудливая Фортуна распорядилась иначе.
Volkswagen Passat (2020-2022)
Двигатель: 2,0 л TSI, 174 л.с., 279 Н*м
Привод: передний
Коробка передач: 6-ступенчатая АКПП
Расход топлива: 7-10,2 л/100 км (трасса - город)
Машина, специально созданная для американского рынка в 2011-м (2012 модельный год) и прошедшая небольшой рестайлинг в 2019-м (2020 модельный год, второе поколение), получилась довольно удачной. Но, увы, не в том месте и не в то время. Пандемия, породившая огромные проблемы на авторынке и автопроизводстве, и последовавший за ней всплеск спроса на внедорожники, похоронили планы VW на успех седана в Америке.
В 2019 г. продажи обновленной модели увеличились незначительно – с 14 тысяч дорестайлинговых, до 22 тысяч новых авто в 2020-м, и 24 тысяч – в 2021-м. Но это все равно в 2 раза меньше, чем в 2018-м и в 3 – чем в 2017-м, не говоря уже о предшествующих годах. Судьба модели была предрешена. Сначала ее думали снять с конвейера в 2023-м году, но в итоге пришлось это сделать в 2021-м.
С тех пор новый Passat в Америке не продается, зато машину 2020-2022 модельных годов можно за вполне разумные деньги купить на автоаукционах Нового света. И эти деньги точно не будут выброшены на ветер!
Три факта про американский Passat
1. Американский Passat чуть меньше, чем его европейская версия. Это сделано для того, чтобы автомобиль лучше вписался в сегмент среднеразмерных седанов и мог на равных конкурировать в нем с такими популярными моделями как Honda Accord, Mazda 6 и Toyota Camry.
2. В США и Канаде Passat продавался в разных комплектациях. В США это были базовая S, средняя SE, «спортивная» R-Line и топовая SEL (в 2022-м заменена на Limited Edition), в Канаде – базовая Comfortline, средняя Highline и топовая Execline с опциональным пакетом R-Line). Точно такие же версии Passat были доступны на Ближнем Востоке.
3. Последний американский Passat сошел с конвейера на заводе в городке Чаттануга, штат Теннесси, в декабре 2021 года. Это была машина ограниченной серии (1973 авто), выпущенной в ознаменование окончания выпуска модели Passat.
Старый знакомый в новой обертке
Обновление Passat 2020 модельного года было косметическим: машина получила небольшие изменения во внешнем и внутреннем облике. Оснащение комплектаций перетасовли (причем не в лучшую сторону – например, из базовой исчезла стандартная обивка салона из искусственной кожи, став опцией). Самих комплектаций стало больше – если в 2019-м их предлагалось всего 2 (Wolfsburg Edition и SE R-Line), то после рестайлинга – уже 4 (S, SE, R-Line, SEL). В 2021-м их количество уменьшилось до 3 (убрали топовую SEL). В 2022-м сборки снова переиначили, убрав базовую S и добавив топовую Limited Edition.
Из более глубоких изменений – разве что перенастроенный 2-литровый двигатель, крутящий момент которого увеличили с 250 до 280 Н*м при сохранении все тех же 174 «лошадок» мощности.
В целом обновленный Passat остался все тем же – просторным, комфортабельным, надежным – семейным седаном с мягким ходом и просторным багажником. Каким он, собственно, и был, начиная с 1973 модельного года.
Независимый эксперт Лиз Ким, проводившая тест-драйв Passat в версии R-Line 2021 модельного года для компании JD Power, довольно высоко оценила этот хорошо оснащенный, хотя и немного «скучный в управлении и интерьере» автомобиль. Вот что она рассказала о нем после нескольких недель, проведенных за рулем.
На языке цифр
По статистике J.D. Power, 65% владельцев Passat в США — мужчины (против 63% в сегменте среднеразмерных седанов), их средний возраст – 58 лет (против 54-х в сегменте), а их доход – гораздо выше среднего.
Такие владельцы как правило, консервативны и очень ценят качество и надежность, которыми славится Volkswagen (рейтинг надежности модели в США – 83% из 100). А также динамику авто по доступной цене. В их представлении Passat – авто с отзывчивым управлением и мощным ускорением (мнение 93% опрошенных). Владельцы полагают, что этот автомобиль «выделяется из толпы» (74%) и имеет относительно невысокие расходы на обслуживание (55%).
Впрочем, при выборе Passat его топливная экономичность не имеет решающего значения (70% против 77% по сегменту); кроме того, многие не согласны переплачивать за более экологичное авто (52% против 60%).
Больше всего в Passat владельцам нравятся (в порядке убывания) – внешний облик, объем багажника, большое количество мест хранения вещей в салоне и его простор, удобство сидений, строгий интерьер, обзорность и безопасность.
Не нравится владельцам Passat (в порядке убывания): недостаточная динамика, экран управления информационно-развлекательной системой (ИРС), не самая лучшая экономия топлива, неторопливая АКПП и работа климатической установки.
Что говорит эксперт?
Лиз Ким оценила Volkswagen Passat в 10 различных категориях, которые входят в так называемую систему оценки автомобилей APEAL (Automotive Performance, Execution and Layout), специально разработанную компанией J.D. Power для оценки удовлетворенности владельцев автомобилей, приобретенных впервые.
Результаты исследования помогают автопроизводителям понять, что именно нравится/ не нравится потребителям в их продуктах. Эти данные используются для улучшения будущих моделей авто. Высокие оценки в APEAL могут способствовать увеличению продаж и укреплению позиций бренда на рынке.
Экстерьер
Дизайн Passat сдержанный, перекликается с обликом младшей модели Jetta, но выглядит более стильно и высококлассно. Внешне машина не слишком отличается от дорестайлинговой модели, но экстерьер остается вполне свежим и современным.
Каплей дегтя в бочке меда является лишь дизайн 19-дюймовых алюминиевых дисков версии R-Line с их раздвоенными спицами. Вы скажете, что это вкусовщина, но у них есть фактический недостаток – диски на скорости издают шипящий звук.
Интерьер
Volkswagen искусно подходит к созданию интерьеров своих автомобилей. Несмотря на преобладающую в салоне цветовую гамму «черное на черном», салон выглядит изящно – во многом благодаря горизонтальным планкам, проходящим по всей длине приборной панели, а также удачно подобранной светло-серой обивке потолка.
Большинство материалов, использованных в верхней части салона, мягкие на ощупь и хорошего качества. Черная обивка сидений из искусственной кожи неплохо имитирует натуральную. Но чем ниже вы опускаете взгляд по салону, тем легче найти твердый, блестящий, глухо звучащий при постукивании пластик. Качество у него нормальное, но внешний вид премиальным не назовешь.
Сидения
Хотя комплектация R-Line считается «злой» версией Passat, спортивных передних сидений в ней нет – чтобы их получить, нужно купить топовую комплектацию SEL (вот в этой ковши отделаны настоящей кожей).
Тем не менее, передние сиденья удобны, с достаточной поддержкой. Водительское получило 8-позиционную электрорегулировку, пассажиру приходится довольствоваться ручной. Зато он тоже может регулировать его высоту, за что
VW надо сказать отдельное спасибо.
Мягкий подлокотник центральной консоли можно сдвигать вперед для повышения комфорта водителя во время езды.
Заднее пассажирское сиденье Passat не вызывает нареканий: места для плеч, ног и боковая поддержки более чем достаточно – трое взрослых размещаются на нем без особых проблем и с комфортом. Чему способствуют отдельные воздуховоды к сидению и два порта USB для зарядки гаджетов.
Климатическая установка
Пользоваться системой климат-контроля в Passat легко и просто благодаря трем большим ручкам на консоли и ряду кнопок над ними. Почему же владельцы Passat недолюбливают работу климатической установки? Автор тестировала автомобиль в прохладную погоду в Лос-Анджелесе, и предполагает, что система не слишком хорошо справляется со своими задачами в холодную или наоборот, в экстремально жаркую погоду.
Информационно-развлекательная система
Volkswagen предлагает две различных ИРС для Passat 2020-22 года. И обе они обладают большим общим недостатком – слишком маленьким 6,33-дюймовым сенсорным экраном.
Пользоваться им не очень удобно несмотря на то, что VW оснастил свои ИРС технологией Bluetooth, поддержкой текстовых сообщений, спутниковым радио и интеграцией смартфонов App Connect с поддержкой Apple CarPlay, Android Auto и Mirror Link.
Акустическая система с 6 динамиками приличная, а в более высокой комплектации SEL еще лучше – там установлена акустика Fender премиум-класса.
Помимо небольшого экрана, прочих недостатков ИРС не замечено. Большинство функций системы просты в использовании благодаря кнопкам быстрого доступа к главному меню, а также отдельным механическим ручкам регулировки громкости и настройки аудиосистемы.
Багажник, места хранения и внутреннее пространство
Хотя отсек для мелких вещей в центральной консоли Passat небольшой, в салоне масса других мест для их хранения. Это плюс. Минусом является отсутствие в них подкладки: помещенные в эти места вещи скользят и неприятно тарабанят по пластику во время движения.
В багажнике – рай для любителей возить картошку все свое возить с собой. Он широкий и глубокий, с плоским полом. Складывающаяся в пропорции 60/40 спинка заднего сидения расширяет варианты перевозки разнообразных габаритных предметов. На внутренней части крышки багажника есть специальные пазы, чтобы удобнее ее закрывать.
Обзорность и безопасность
Тонкие стойки крыши по всему периметру и плоский, покатый капот обеспечивает водителю отличную обзорность во все стороны. Благодаря этому легко контролировать габариты авто, что облегчает маневрирование. Камера заднего вида входит в стандартное оборудование всех комплектаций, а в SEL дополняется передними/ задними парктрониками и электронной системой помощи при парковке.
Стандартные электронные помощники Passat – это системы предупреждения о лобовом столкновении, обнаружения пешеходов, автономного экстренного торможения, предупреждения о слепых зонах и о перекрестном движении сзади. Начиная с комплектации SE к ним добавляются система помощи в удержании полосы движения и адаптивный круиз-контроль.
В США для владельцев комплектаций SE и выше доступны подключаемые сервисы Volkswagen Car-Net (в европейских Passat их аналоги называются We Connect и We Connect Plus), которые позволяют водителю программировать оповещения, связанные со скоростью, географическими координатами и пересекаемыми административными границами, а также настраивать автоматические уведомления оперативных служб о попадании в ДТП.
В краш-тестах, проведенных Страховым институтом безопасности дорожного движения США (IIHS), Passat получил оценки «Хорошо» во всех тестах, но отхватил «Удовлетворительно» за безопасность фар.
Двигатель / Трансмиссия
По соотношению объем/мощность турбированные 4-цилиндровые двигатели VW считаются одними из самых удачных. Позаимствованный в свое время у VW Tiguan 2,0-литровый мотор Passat не исключение. Пусть его 174 л.с. не слишком впечатляют, но повышенный крутящий момент быстро расставляет все по своим местам. Нет, он не наделяет автомобиль спортивным нравом, но позволяет ему ускоряться быстро и плавно.
Есть одно «но»: 6-ступенчатая АКПП имеет тенденцию переключаться на повышенную передачу слишком рано. Чтобы избежать этого, нужно перевести ее в режим Sport или в ручной, перебирая передачи подрулевыми переключателями.
Расход топлива
По данным Агентства по охране окружающей среды США (EPA), американский Passat должен расходовать около 8,7 л/100 км при движении в смешанном режиме (7 л на трассе и 10,2 в городе). В целом это близко к реальности (при наличии хорошего топлива и качественных дорог) – во время тест-драйва автомобиль потреблял 9 л/100 км.
Динамика вождения
Как уже говорилось, Volkswagen никогда не позиционировал Passat как спортивный седан – просто потому, что он таковым не является. В этом авто главное – комфорт. Машина едет плавно, «проглатывая» мелкие неровности дороги. На более разбитых дорожных покрытиях подвеска жестко реагирует на ухабы, передавая удары подвески в салон.
Но, как только вы выедете на ровную извилистую дорогу, Passat опять будет доставлять удовольствие от вождения. Небольшие крены, легкое и точное рулевое управление, мощные тормоза и упругая подвеска – большего и желать нельзя.
Что в итоге?
Американские семьи больше не покупают седаны – они поддались всеобщей моде на SUV, выбирая вместительность и неприхотливость. Более динамичные, маневренные и экономные седаны практически остались не у дел. Впрочем, тем лучше – Volkswagen Passat найдет множество ценителей в наших краях!
Источники: Jdpower.com, Edmunds.com