В минувшее воскресенье, 27 июля 2025 года, на поле для гольфа в Тернберри, что в Шотландии, Дональд Трамп и Урсула фон дер Ляйен наконец-то встретились, чтобы поставить точку в бесконечных торговых разборках между США и Европейским союзом. Главный итог их короткой встречи — договоренность о возможном введении единого 15 % тарифа на большинство товаров, включая автомобили.
Не спешите открывать шампанское: пока это не подписанный и не ратифицированный документ, а декларация о намерениях. Соглашение еще предстоит тщательно утрясти и одобрить в европейских институтах власти и американском Конгрессе.
Защита от хаоса
Почему договоренность о тарифах важна? Потому что в последние годы торговая напряженность между двумя экономическими мастодонтами – ЕС и США могла превратиться в полномасштабную торговую войну. Трамп периодически грозил взвинтить тарифы на европейские автомобили до 30, а то и 50 %, что грозило подорвать весь рынок. Для Европы и американских производителей это означало бы гигантские потери и повышение цен.
Теперь, вместо хаоса и угроз, появилась пусть и не самая маленькая, но прозрачная ставка — 15%, которая касается подавляющего большинства товаров, включая автомобили.
Что хорошо и что плохо
Для всех, кто занимается бизнесом по доставке подержанных автомобилей из США в Европу новость о введении взаимной 15% пошлины хорошая и плохая одновременно.
Хорошая – потому что прямо сейчас никаких сюрпризов не ожидается. Наши клиенты, которые ввозят авто с пробегом из Америки в Польшу, Грузию или Беларусь, продолжат платить прежние налоги. При этом важно знать:
Таким образом, пошлина на подержанные авто, импортируемые из США в ЕС по-прежнему составляет 10% от CIF-стоимости (то есть цена машины плюс страховка и доставка). Значит, ваш бизнес в безопасности. Ничего не рухнет и не изменится за одну ночь, неделю или месяц.
Плохая новость в том, что за громкими заголовками про «15% для всех» и «исторической сделке» кроется тот факт, что полного обнуления тарифов, о котором мы все мечтали (читайте об этом здесь), не будет. По крайней мере, скоро. Но переговоры между ЕС и США еще не закончены. Как говорится, Dum spiro, spero.
Экономическая подоплека
Экономисты уже предупредили, что несмотря на снижение риска тарифной войны, ставка в 15% — заметный фактор, который может привести к увеличению цен для американских потребителей и сократить прибыль европейских компаний.
Тем не менее европейские рынки отреагировали на «новости с полей для гольфа» ростом акций автопроизводителей. Индекс STOXX 600 в понедельник, 28 июля, вырос на 0,8%. Бумаги Porsche прибавили 1,6%, Volkswagen — 1,9%. Акции Mercedes-Benz, Stellantis и Volvo Cars также ушли в плюс, усилив оптимизм в секторе.
Какая перспектива?
Если смотреть в перспективу, новая договоренность — что-то вроде cooling break — передышки, чтобы прийти в себя, как на футбольном поле во время жары. И одновременно – основа для дальнейших переговоров. ЕС дает понять, что готов поощрять производство электромобилей, в том числе в Северной Америке. США обещают расширить инвестиции и поставки энергии (речь о значительных проектных суммах – до $600 млрд).
Главные решения наверняка впереди — и будут приняты, как водится, не экономистами, а политиками.
Так что, друзья, не верьте громким заголовкам про «торговую революцию». Для вашего бизнеса все осталось, как было — и это лучший исход в мире, где перемены редко бывают к лучшему.
Конечно, мы обязательно проинформируем вас, как только новый торговый договор созреет — после того, как его в лучших традициях бюрократии пересмотрят, перепишут, ратифицируют, отзовут и опять утвердят. А пока — ждем следующих захватывающих серий переговоров между ЕС и США.
Источники: Аpnews.com, Washingtonpost.com